На $700 млн можно много чего купить. Например, можно платить среднюю июльскую зарплату всем учителям средней школы Беларуси (101 тысяча специалистов по $453) в течение 15 месяцев. Или содержать всех практикующих врачей страны (34 240 специалистов со средней июльской зарплатой ~$740) два года и четыре месяца.
$700 миллионов – сколько денег потратили белорусские власти на оплату внешнего долга только в июле 2014г. В январе – августе 2014 года кредиторы белорусского государства получили от нашего правительства $2199 млн. Если ли бы Совмин не брал взаймы у иностранцев, то на эти деньги можно было бы легко удвоить зарплаты врачам и учителям, обновить материальную базу всех образовательных и лечебных организаций, и ещё денег хватило бы на несколько десятков современных бассейнов для детей и взрослых. Минфин и МНС даже не заикались бы о повышении ставок налогов.
Кредиты без цели и понятия
Концепция издержек упущенной выгоды для большинства полисимейкеров Беларуси чужда. А ведь без неё нельзя определить ценность экономического действия. Правительство берёт кредиты не просто так, а с какой-то целью. Например, решить проблему дефицита платёжного баланса, сгладить валютный шок или смягчить резкое падение спроса, чтобы через некоторое время стать конкурентоспособнее, эффективнее, заработать больше и рассчитаться с долгами. Разумеется, в сухом остатке должна остаться прибыль не в бухгалтерском, а в экономическом смысле этого понятия. Кредиты должны привести к финансово устойчивой работе реального сектора, укреплению институтов развития и роста. Наконец, ответственные заёмщики должны осознать цену, которую они заплатили, прибегнув к кредитованию. Проценты по кредиту – это только часть цены. Её размер тоже нужно оценить в контексте мирового рынка заёмных ресурсов.
Сегодня в мире не мудрено взять кредит. Стараниями центральных банков и правительства дешёвых денег в глобальной финансовой системе – куры не клюют. Власти не зря называют затянувшийся на семь лет период кредитно-денежного стимулирования временем экстраординарной монетарной политики. Стоимость кредитов в один – два процента стала нормой. Их получают те правительства и компании, которые играют по правилам мирового рынка финансов.
Причина почти бесплатных заёмных ресурсов – вброс центральными банками в экономику беспрецедентно большого количества новых денег. С начала 2007г по 2014г объём ценных бумаг казначейства США почти утроился: с $4,4 трлн до $12,1 трлн. Самым большим кредитором правительства, разумеется, является Федеральная резервная система. Именно центральные банки стали институтами, через которые распорядители чужого (политики и чиновники) финансировали свои расходы. С 2007г по 2014гг активы центральных банков превысили $20 трлн или более 30% мирового ВВП.
По мнению Банка международных расчётов (BIS), чрезвычайно мягкая монетарная политика в развитых странах стала причиной финансовых бумов и в развивающихся странах. По состоянию на начало весны 2014г за пределами США было выдано кредитов в долларах США на сумму около $7 трлн. Причём их объём после кризиса 2007-2008гг существенно вырос. Даже такие проблемные страны, как Греция, Испания и Италия легко находили кредитную подпитку для финансирования своих расходов. В мае 2014г. Испания и Италия по своим 10-летним облигациям привлекла ресурсы по ставке ниже 3%. Даже Греция по 5-летним облигациям в мае 2014г. сумела привлечь €3 млрд. по ставке менее 5%. Аналогичная ситуация произошла в Португалии.
Назло кондуктору себе уши отморозили
А что Беларусь? Евробонды и валютные кредиты под 7% годовых. «Дружественные» среднесрочные займы России под 4 – 6% годовых. Беларусь ни разу в истории не выпускала 10-летний облигаций. Для глубоких структурных преобразований нужны именно такие длинные деньги. К сожалению, белорусские власти самоизолировались от мирового рынка финансов, где пруд пруди очень дешёвых кредитов и десятки миллиардов прямых иностранных инвестиций. Совмин и Нацбанк не посчитали нужным строить правовые и экономические институты по стандартам, на которых работает 98% мирового рынка. Это как если бы мы предложили розничной торговле Германии, США или Канаде наши товары не с сертификатами ISO, а с доморощенными ГОСТами. Иностранцы бы вежливо поблагодарили и порекомендовали искать торговую удачу там, где нас ещё не знают.
Белорусские власти назло себе одержимы идеями везде делать что-то своё. В основе этой псевдоуникальности лежит советский опыт, приправленный современными российскими практиками. Они не принимают международные стандарты бухгалтерского учёта, которые понятны для любого инвестора, а продолжает сохранять бухучёт, в первую очередь, для налоговой инспекции. Они не вступают в ВТО и потом жалуются, что белорусские товары не впускают на другие рынки. Они не создают полноценные рыночные институты, издеваются над частной собственностью, а потом удивляются, что белорусскую экономику не считают рыночной. Они национализировали валютно-фондовую биржу и даже частные предприятия с иностранным капиталом, а потом чешут потылицу, когда в страну не идут серьёзные инвесторы. Они – это выпускники ещё советских университетов, прошедших школу партийных и советских менеджеров – распределителей не самого высокого уровня.
Понятное дело, что иностранными языками они не владеют, в престижных международных форумах не участвуют, диалога с оппонентами чураются и в фейcбуке или твиттере не присутствуют. Для них международный контекст сводится к тому, что говорят по российскому ТВ или в Думе. Вероятно, они искреннее не понимают, почему для одних дают десятки миллиардов долларов под один процент на десять лет, а для других даже $100 млн. на два года под 5% под залог сырьевых активов не хотят дать. Парни просто не в теме.
Платим три счётчика
Белорусские распорядители чужого ведут себя так, как будто они унаследовали $100 млрд. от одного дедушки и второй, с таким же состоянием, вот-вот сыграет в ящик. Как люди, которым повезло выиграть большую сумму в лотерею или казино, денег они не считают. Easycome– easygo: легко досталось, легко проелось. Вот только в отличие от наследства или лотереи чиновники проедают наши с вами ресурсы и активы, в том числе время. Они соглашаются на чрезвычайно дорогие и невыгодные кредиты, потому что своими действиями они заблокировали действие полноценных рыночных институтов. Поскольку деньги берутся не для себя и львиная их доля тратится не на свои проекты, то сильной мотивации бороться за каждый процентный пункт кредита нет. Всё равно в случае провала государство компенсирует проценты, отдаст основной долг и даже процедуру банкротства не начнёт.
По состоянию на 1.08.2014г. внешний госдолг составил $13,2 млрд., что на $740 млн. больше, чем было в начале года. Внутренний государственный долг по состоянию составил Br40 трлн., на Br4,3 трлн. больше. Допустим, средняя ставка по государственным заимствованиям составляет 6% годовых. Ежегодно белорусские власти должны платить проценты более $1 млрд. Если бы Беларусь была своя среди развитых стран, работала по стандартам международных финансовых рынков, то правительство вполне могло бы получать кредитные ресурсы под 3% годовых. Это значит, что на процентах мы бы ежегодно экономили $525 млн.
Та же логика применима к корпоративным заимствованиям. Если бы белорусские власти на «отлично» делали свою работу, белорусские коммерческие организации и банки могли бы, как польские, чешские, бразильские или индонезийские, иметь доступ к мировому рынку финансов не под 10% в валюте и под безумные проценты в Br-рублях, а под 3 – 5% годовых. Из-за плохой работы правительства белорусские коммерческие организации ежегодно переплачивают по кредитам $3 – 5 млрд.
Если бы работу белорусских распорядителей чужого оценивать с учётом издержек упущенной выгоды, то оценка была бы однозначной: нанесение Республики Беларусь ущерба в особо крупных размерах. Вердикт руководителя страны такой команде Нацбанка и Совмина должен быть один – увольнение без права найма на работу в органы государственного управления в течение 10 лет. В особых случаях – пожизненно.
Ярослав Романчук специально для Myfin.by
Предыдущие статьи в рамках проекта «Бизнес с умом»:
- СТАТЬ ХОЗЯИНОМ: ХОЧЕТСЯ, НО КОЛЕТСЯ. Почему белорусский бизнес не хочет приватизации
- КАК УРАВНЯТЬ БЕЛОРУСОВ И КИТАЙЦЕВ. 10 способов поддержать белорусское предпринимательство
- ЭКОНОМИКА ЦЕРБЕРОВ И ЛИБЕРТИНОВ. У распорядителей чужого сбились ориентиры
- БЕЙБИ ЗА МИЛЛИАРД ДОЛЛАРОВ. Пагубная привычка разбрасываться деньгами
- ПРИГОВОРИЛИ. Беларусь в четыре раза хуже
- УКРАДЕННАЯ УКРАИНА. 10 украинских уроков для Беларуси
- КУПИТЕ «ЗАЙЦА». Депозитно-кредитная ситуация в I полугодии 2014г.
- МЫ НАЧИНАЕМ ПЛАТИТЬ ЗА ВОЙНУ. Логика экономики военного времени
- ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. Очередной исторический шанс для Беларуси
- СЕРЬЕЗНЫЙ АГРОБИЗНЕС. Еда и продовольствие могут стать вечным бизнесом
- «УМЕРЕННО ЖЁСТКАЯ» И БЕЗМЕРНО АМОРФНАЯ. Характеристика работы правительства на конец лета 2014 года
- ДОЖДЁМСЯ ДЕФЛЯЦИИ ЦЕН НА ЕДУ? Уникальный инвестиционный и социальный шанс