Отказ от аналитических cookie-файлов
Отключение аналитических cookie-файлов не позволит определять предпочтения пользователей Сайта, в том числе наиболее и наименее популярные страницы и принимать меры по совершенствованию работы Сайта исходя из предпочтений пользователей.
Отказаться
Принять
Отказ от рекламных cookie-файлов
Отключение рекламных cookie-файлы не позволит принимать меры по совершенствованию работы Сайта, исходя из предпочтений пользователя, а также осуществлять подбор рекламы, иных рекламных материалов по наиболее актуальному, подходящему назначению для каждого конкретного пользователя.
Отказаться
Принять
Вы уверены?
Отключение аналитических cookie-файлы не позволит сделать сайт более комфортным для вас
Отключение рекламных cookie-файлы не позволит принимать меры по совершенствованию отображения рекламы
Согласен
Не согласен

2014 ГОД ПРОВАЛЕН! А. Лукашенко обрисовал контуры экономической политики на 2015-ый

2014 ГОД ПРОВАЛЕН! А. Лукашенко обрисовал контуры экономической политики на 2015-ый

2014 год провален. 2015 год грозит оказаться ещё хуже. 11 ноября 2014г. Александр Лукашенко на совещании с Совмином и Нацбанком поставил неутешительный диагноз работе правительства М. Мясниковича и Нацбанка Н. Ермаковой: «Учитывая, что провален этот год, где гарантия, что будет выполнен будущий год? Вопрос уже у меня недоверия к тому, что вы говорите. В целом недоверия к правительству».

 

Разогнать нельзя, оставить

За столь жёсткой оценкой работы правительства и Нацбанка пока не последовали кадровые выводы. Прозвучало только обещание до начала 2015г. сформировать «боеспособный состав правительства». Это для главы страны проблема № 1. При этом решение по премьеру М. Мясниковичу не принято. Он вполне может дотянуть до президентских выборов: «Я не говорю, что надо всех разогнать. Может, и вы еще с этим правительством можете не только патроны подносить, но и «пулемет» в руках держать», - обратился он к премьер-министру.

Сохранение военной риторики и старого руководства Совмина означает, что главе государства не столь важно добиться реальных изменений качества экономической политики, сколько заверить население в стабильности курса и сохранении полного контроля над ситуацией. Не исключено, что Михаилу Владимировичу дадут в Совмин несколько новых человек, чтобы было похоже на кадровую ротацию. Не исключено, что будет усилена позиция, которую артикулирует помощник президента по экономике Кирилл Рудый и глава Комитета госконтроля Леонид Анфимов. Они выступают против разбазаривания бюджетных денег на государственные программы сомнительного качества, критикуют Нацбанк за неспособность навести порядок с инфляцией и со стоимостью кредитных ресурсов.

Их оппонентами являются не только руководители концернов и отраслевых министерств, а также первый вице-премьер В. Семашко, глава Администрации президента А. Кобяков и сам М. Мясникович. А. Лукашенко это прекрасно знает, но быстрое развитие кризисных явлений вокруг Беларуси, накопление груза инвестиционных и производственных ошибок внутри страны вынуждает президента сместить акценты в правительстве с механических перераспределителей ресурсов на людей, которые понимают суть структурного кризиса и могут предложить выход из него.

 

Год застарелых болячек

2015 год обещает быть годом обострения «застарелых болячек и нерешённых проблем». 2014-ый год Вертикаль, грубо говоря, проела. Совмин признал факт провала плана по росту ВВП, экспорту и инвестициям. За январь – сентябрь 2014г. правительство «вымучило» экономический рост в 1,5% ВВП. Его качество справедливо оценил глава КГК Леонид Анфимов. Он подтвердил, что провал 2014 года – это, прежде всего, результат «неорганизованности, нерасторопности, расточительства, а где-то из-за лишней самоуверенности при принятии управленческих решений».

Запасы готовой продукции, высокий уровень дебиторской задолженности, в том числе просроченной, экзотические сроки возврата валютной выручки (два года), огромный разрыв между банковским сектором и производителями товаров и нефинансовых услуг – с учётом всех этих факторов ВВП Беларуси за первые девять месяцев упал бы на 0,5%.

А. Лукашенко попытался дистанцироваться от Совмина: «В чем дело? Я категорически запрещал работы на склад! И не заставлял вас гнать объемы. Главное - продажи и доходы от этих продаж!» М. Мясникович не осмелился перечить, тем самым молча взял на себя ответственность за гонку за валовыми показателями.

Инфляционная мутная вода позволяет властям прикрывать свои спекуляции с избранными банками, в первую очередь, с Банком развития. А. Лукашенко потребовал разобраться с расходами в банковской сфере: «Банки жируют! Привлекаемые ресурсы банки берут под 20%, а потом перепродают эти деньги на 15-20% дороже. А банкиры еще говорят - так нам этого мало, чтобы банки нормально функционировали».

Проблема даже не в тех банках, которые берут ресурсы под 20% в BR-рублях, а тех, кто получает их по 2 – 5% при годовой инфляции под 20%. При этом они не чураются продавать ресурсы под те же 30 - 35% годовых. Вот это настоящее «жируют». В 2015 году едва ли следует ожидать решения проблемы стоимости кредитных ресурсов. Глава страны Нацбанк пожурил, банки легонько пнул, но сломать государственно-частную олигополию не приказал. Более того, в 2015 году Банку развития планируется предоставить новые, беспрецедентные полномочия. Эта структура превращается в опасную надстройку Нацбанка, Минфина и госбанков. В ней аж в глазах рябит от хитросплетений конфликтов интересов. Что не мешает белорусским властям имитировать борьбу с коррупцией путём обсуждения соответствующего проекта указа.

 

Сохранение государственных монополистических практик

2015 год опять будет годом без приватизации. Правительство планирует финансировать дефицит текущего счёта платёжного за счёт привлечения $1,2 млрд. прямых иностранных инвестиций и российских кредитов. Власти не перестанут в ручном режиме вмешиваться во внешнюю торговлю. Они признают высокие экспортные риски на 2015г. и «особое внимание» будут уделять «оптимизации импорта». Такие тезисы из уст главы правительства звучат чуть ли не как прямые угрозы нормам и правилам Евразийского экономического союза.

Таким образом, 2015-ый год не сулит белорусской экономике ничего хорошего. Монополисты и члены государственных модернизационных программ продолжат получать бюджетную помощь и закапывать большую её часть в песок. Финансовое лобби продолжит пугать А. Лукашенко рисками быстрой девальвации. Оно сохранит возможности для денежных спекуляций на процентных спрэдах, рассчитывая на то, что население, по крайней мере, до президентских выборов, оставит свои сбережения в банках.

Если где-то случится финансовый пожар, его будут тушить за счёт ресурсов бюджета и Нацбанка. Денежный печатный станок остаётся основным оружием в борьбе белорусского правительства за поддержание на плаву, без реформ, теряющего даже ценовую конкурентоспособность реального сектора экономики.

Ярослав Романчук специально для Myfin.by

Предыдущие статьи в рамках проекта «Бизнес с умом»:

Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все