НАЗРЕЛИ, НАБУХЛИ, НАЩУПАЛИ. Будущее структурных реформ Беларуси

НАЗРЕЛИ, НАБУХЛИ, НАЩУПАЛИ. Будущее структурных реформ Беларуси

26 ноября 2014г. заместитель министра финансов Максим Ермолович заявил о планах правительства разработать программу проведения структурных реформ. Вполне возможно, что в подготовке нового документа примут участие Всемирный банк и МВФ. На руках у белорусских властей уже есть предварительный план структурных реформ. Его ключевыми позициями являются «дальнейшая либерализация экономики, рынков капитала, труда, ценообразования, чтобы создавать конкурентную среду и стимулировать развитие частного бизнеса». Руководители Минфина и Минэкономики всё чаще и громче говорят о том, что «развитие малого предпринимательства и среднего бизнеса является приоритетом государства».

Холодный душ для оптимистов

У отдельных бизнесменов с неокрепшим знанием сути белорусской экономической модели и системы её управления уже начали расти крылья оптимизма. Слова, действительно, правильные. У бизнес сообщества и независимых экономистов они давно вошли в активный вокабуляр. Когда руководители министерств открыто приглашают частный бизнес поучаствовать в совместной работе по улучшению показателей в ведущих международных рейтингах, может сложиться впечатление, что что-то, действительно, меняется в «датском королевстве».

Есть несколько «НО», которые должны стать холодным душем для восторженных сторонников резко обозначившегося контура частно-государственного партнёрства. Первое «НО» касается авторов правильных слов и обещаний. Кирилл Рудый, помощник президента по экономическим вопросам, заместитель министра финансов Максим Ермолович, министр экономики Николай Снопков, руководитель секретариата премьер-министра Александр Заборовский, первый заместитель главы Нацбанка Тарас Надольный – это люди новой генерации. Они сильно отличаются от ветеранов и пенсионеров Вертикали. В них практически нет духа совка, которым насквозь пропитаны старые кадры. Они, безусловно, гораздо восприимчивее к новому, но даже на занимаемых постах за ними никогда не бывает последнего слова в системе принятия решений.

Умные, перспективные, образованные ребята с нужным фокусом в экономической политики – это пока девиантное поведение среди номенклатуры. Поэтому предложения от младореформаторов, пусть даже они будут оформлены в программу правительства, не обязательно означают целенаправленное, быстрое движение к свободному рынку. Правильные, ласкающие слух частного бизнеса и сторонников свободного рынка вещи говорят те чиновники, которые всё ещё являются белыми воронами в номенклатурной «серости». Чтобы их не заклевали, им часто приходится камуфлироваться разноцветными перьями.

Второе «НО» относится к последовательности действий самих младореформаторов или тех государственных структур, которые они представляют. Понятие «структурные реформы» очень широкое и многоплановое. С учётом репутации МВФ и Всемирного банка, а также принимая во внимание богатый опыт искажать до неузнаваемости даже хорошие предложения (так случилось с ОАО «Банк развития»), легко можно представить программу структурных реформ, которая обойдёт стороной очень чувствительные и болезненные для частного бизнеса аспекты.

Ни одно министерство и ведомство не имеет устойчивой рыночной репутации. У Нацбанка, Минэкономики и Минфина, не говоря уже о МНС рыльца в пушку. Нацбанк, например, до сих пор не сумел подарить Беларуси ни одного года стабильных цен. Он не выполняет даже те задания, которые сам записал в Основные положения денежно-кредитной политики. Это касается перехода на рыночный курс Br-рубля. Цена на нашу валюту по-прежнему регулируется в ручном режиме.

За январь – октябрь 2014г. золотовалютные резервы сократились на $630 млн. при годовом плане роста на $200 – 500 млн. Нацбанк обещал на конец 2014 года ставку рефинансирования на уровне 14 – 16%, а на 1.11.2014г. мы имеем показатель 20%. При балансировании экономики на грани рецессии (без учёта средств ОАО «Банк развития») требования банков к экономике за первые десять месяцев года увеличились на 14,8%. Так ведь такой прирост был запланирован для обеспечения роста ВВП на 3,3%. Депозитные и кредитные отношения остаются разбалансированными. Поэтому когда один из молодых руководителей Нацбанка вдруг начинает говорить отдельные правильные вещи, всё равно их нужно рассматривать в контексте реальных дел и ошибок Нацбанка. Каким бы золотыми и профессиональными не были руководители этого органа, его подчинение политической и административной воле вышестоящего начальства не вызывает сомнений.

Претензии к Минфину

Хватает претензий к Минфину. Институционально этот орган также страдает от чрезмерной политизации и подчинения воле вышестоящего начальства, а не закону о бюджете или логике системных рыночных реформ. У руководителей Минфина пока не получается стать мистерами «Нет!» для многочисленных участников государственных программ, за которыми стоят чиновники «Дай!» из Минпрома, Минсельхозпрода или Минстройархитектуры. Отсюда постоянный рост долгов правительства и государственных коммерческих организаций. Тот факт, что белорусские власти набрали дорогих кредитов и не провели обещанные для кредиторов реформы, также в большой степени ложится на репутацию Минфина.

По итогам января – сентября 2014г. доходы сектора государственного управления (консолидированный бюджет плюс ФСЗН) составили 40,6% ВВП, расходы - 39,8%. Ласкающий глаз профицит не должен вводить в заблуждение. Минфин до сих пор не справился с квазибюджетными расходами. Если честно и открыто проводить бюджетную политику, их нужно учитывать в расходной части бюджета страны. Минфин не смог поставить заслон тем структурам и лоббистам, которые до сих пор сохраняют за собой право получения льготных кредитов и бюджетных грантов.

Наконец, Минфин и его партнёр в лице Министерства по налогам и сборам, несут ответственность за сохранение в Беларуси 40 – 45% ВВП не рыночного сектора. Перераспределение таких ресурсов через бюджет сильно искажает инвестиции и потребление. От этих органов не исходили системные предложения по реформированию налогов и системы их администрирования. Более того, Минфин и МНС не противостояли повышению налоговых ставок, не поддержали предложение бизнеса сделать налоговые изменения предсказуемыми и благоприятными для частного бизнеса.

Значит, если Максим Ермолович обещает структурные реформы и другие милые душе и телу бизнеса вещи, он либо высказывает свою личную точку зрения, либо вынашивает планы радикально изменить политику своего министерства.

Государство - это машина, которая постоянно устраивает ДТП бизнесу и людям

Министр экономики Н. Снопков выступает, как настоящий рыночник, особенно на зарубежных инвестиционных форумах. Другое дело – как он отстаивает критически важный институт свободных рыночных цен на все факторы производства, как защищает частный бизнес от дискриминационных практик государственных монополистов и крупного бизнеса. Наконец, не видно жёсткой позиции Минэкономики в вопросах управления госсобственностью и приватизации. Даже прямые указания президента из Директивы № 4 по передаче неиспользуемого и арендуемого бизнесом имущества Минэкономики не удалось пробить. Исполкомы, отраслевые министерства и концерны оказались сильнее. Таким образом, хорошие программы и концепции Минэкономики часто превращаются в пылесборники в архивах и на полках библиотек. Поэтому подпись министра экономики Н. Снопкова под очередным планом структурных реформ – это, конечно, хорошо, но никакой гарантией их проведения не является.

Младореформаторы в глубине души рассчитывают на то, что А. Лукашенко открыто станет на их сторону и даст им карт-бланш на системные рыночные реформы, пусть даже в усечённом виде. Кризис, конечно, усиливает позиции сторонников рынка. Российская валютная война и мясная агрессия, резкое сокращение экспорта товаров автомобиле- и машиностроения, депрессия украинской экономики, резкий рост долгов и опасное ослабление платёжной дисциплины – гораздо хуже для экономики может быть очень быстро.

В качестве дополнительного аргумента Нацбанк/Минфин/Минэкономики могут указать, например, на слом тренда по депозитам. Впервые за многие месяцы в октябре 2014г. совокупные депозиты физических и юридических лиц сократились по сравнению с сентябрём почти на Br500 млрд., до Br203,9 трлн. Сокращение в Br-рублях составило более Br2,2 трлн. (до Br79,87 трлн. при минимальном росте валютных депозитов, до $11,58 млрд. При этом рублёвые и валютные депозиты населения в октябре 2014г. продолжили расти (Br45,4 трлн. и $7,84 млрд.).

Системные рыночные реформы давно назрели. Белорусская экономика от долгов, складских запасов и инвестиционных ошибок опасно набухла. Отдельные высокопоставленные чиновники начали нащупывать рыночные способы решения обостряющихся проблем. Увереннее щупайте, коллеги. И главное – с открытыми глазами и забралом. Иначе ваши товарищи по вертикали могут подумать, что вы ищете дверь на выход из ветшающего здания госслужбы.

Ярослав Романчук специально для Myfin.by


Предыдущие статьи в рамках проекта «Бизнес с умом»:

Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале
Подписаться на канал
Поделитесь своей новостью или «денежной» историей через @myfinby_bot
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все