УПРАВЛЕНИЕ ОШИБКАМИ. Власти не хотят отдавать экономическую власть рынку

УПРАВЛЕНИЕ ОШИБКАМИ. Власти не хотят отдавать экономическую власть рынку

Удвоение чистого убытка более чем в два раза за январь-июль 2015 года (более Br15 трлн.), рост числа убыточных организаций на 40% (более 1500 субъектов), сокращение объёма реальной чистой прибыли почти на 20%, сохранение складских запасов на уровне Br34 трлн., увеличение просроченных долгов по кредитам в 2,2 раза – такие финансовые результаты кого угодно заставят вздрогнуть. Более 65% с/х организаций без господдержки и свыше 31% промышленных предприятий сегодня убыточны.

Белорусская экономика поплыла, как плывёт боксёр, который получил мощный удар в челюсть. То ли нокдаун, то ли нокаут. Падение ВВП Беларуси за январь-августа на 3,5% - это только цветочки. Сокращение промышленного производства на 7,1% - это только начало деиндустриализации. Ухудшение производительности труда на 2,6% - это только буревестник корпоративных бурь.

Ясно одно: традиционного равновесия нет и не будет. Старая структура экономики не нужна ни потребителям, ни кредиторам, ни тем более инвесторам. Привычные доноры и кредиторы крутят носами. Коллапс экспорта товаров идёт в паре с резким сокращением покупательной способности Br-рублёвых доходов.

То ли беситься, то ли веселиться

В этом контексте быстрого ухудшения системы координат, когда ветхие старые рамки пришли в движение, только один элемент системы остаётся незыблемым. Зачерствелая система государственного управления ведёт себя так, как будто к концу года цены на нефть взметнутся к $80 долларам, российская экономика выйдет из рецессии, а Китай сделает нам новогодний подарок в $5 млрд. долларов кредита «живыми» деньгами.

В начале октября 2015 года премьер-министр А. Кобяков заявил, что «в белорусской экономике наметилась положительная траектория, которая сохранится». Глава правительства поставил удивительный диагноз нашей экономике. Оказывается, что она «сейчас находится в стадии восстановительного роста». Премьер-министру вторит министр экономики В. Зиновский. По его расчётам и оценкам ВВП в 2015 году будет «не меньше, чем в 2014г.» Это заявление должно было бы иметь статус информационной сенсации, если бы прозвучало из уст серьёзного политика или ответственного чиновника. Напомним, что в прошлом году валовой внутренний продукт вырос на 1,6%. Здесь без чёрной магии и статистического волшебства не обойдёшься. Как за три оставшиеся до конца 2015г. месяца превратить минус 3,5% ВВП в плюс 1,6% ни министр экономики и вообще никто из белорусских властей не говорит. Просто хочется – и всё здесь. На этом фоне даже страшно себе представить, что может быть написано в программе социально-экономического развития на 2016-2020гг. Безграничность фантазий белорусских распорядителей чужого (политиков и чиновников) гарантирует бесшабашность и бездарность экономической политики.

Руководители предприятий, обыкновенные рабочие ждут от властей адекватности и ответственности, а в ответ получают очередную порцию заказной оптимистической чуши. Старому руководству страны осталось продержаться в таком режиме совсем ничего – ещё одну неделю. После 11 октября 2015г. должен появиться новый состав Совета Министров. Возможна кадровая рокировка в Администрации президента. Если нити управления останутся в руках оси «Мясникович-Семашко-Кобяков-Косинец», если идеологами-шаманами экономической политики будут всё те же «Шимов-Ковалёв-Абламейко-Дайнеко», если «красные директора» останутся главными бенефициарами бюджетной и денежной политики, то Беларусь ждёт долгая чёрная полоса. Нацбанк со своими здравыми идеями и подходами не справится с мощным валом номенклатурной тины.

Пир дворника с ружьём

Содержание проектов многих документов, над которыми сегодня работают власти, позволяет спрогнозировать контуры экономической политики после окончания президентской кампании. Один из них – «План комплексных мер по оптимизации затрат и снижению себестоимости выпускаемой продукции на предприятиях всех отраслей экономики на 2015 год». Предлагаемые чиновниками меры позволяют однозначно заявить, что от централизованной плановой экономики Совмин отказываться не собирается. В ответ на рецессию распорядители чужого решительно увеличивают объём ресурсов в своих руках, тем самым сокращая размер добровольных рыночных отношений. В январе – августе 2015г. доходы бюджета сектора государственного управления составили 42,3% ВВП. Тщетны были надежды тех предпринимателей, которые надеялись на снижение налоговой нагрузки в условиях рецессии. Правительство ведёт себя как тот алкоголик из анекдота. После повышения цен на водку его сын с надеждой в голосе говорит: «Папа, так ты будешь меньше пить?». На что отец отвечает: «Нет, сынок, это ты будешь меньше есть». Правительство ни жестом, ни словом, ни проектом бюджета на 2016 год не показывает, что готово сокращать своё присутствие в экономике и ослаблять жёсткую хватку на горле коммерческих организаций.

В привычной для себя манере в первом пункте Плана по оптимизации затрат до коммерческих организаций доводится план по снижению издержек производства. Типа издержки - стой. Раз-два. Следующий пункт плана - «оптимизация норм и нормативов расхода материальных ресурсов, обеспечивающих снижение затрат на производство продукции». Белорусские чиновники обожают такие формулировки. Оптимизировать можно до бесконечности. Вот ещё такой антикризисный пункт: «ужесточение контроля за рациональным использованием материальных ресурсов…». Что-что, а ужесточать контроль за счёт налогоплательщиков белорусская номенклатура и силовики научились давно. Чтобы держать всех на чеку, авторы проекта Плана оптимизации затрат предлагают организацию «мониторинга за соблюдением финансовой дисциплины… принятие оперативных мер по снижению дебиторской задолженности, включая внешнюю»

В пылу имитации структурных реформ чиновники внесли предложение о «внедрении прогрессивных технологий», реализацию «крупных энергоэффективных проектов», «проведение оптимизации численности работников промышленных предприятий с учётом проведённой модернизации основных производств», а также «проведение в трудовых коллективах разъяснительной работы, направленной на экономию всех видов ресурсов…». А в это время Министерство образования будет заниматься совершенствованием «системы подготовки специалистов, осуществляющих нормирование материальных ресурсов».

Какие бы правильные слова не звучали в предвыборной программе А. Лукашенко, его Вертикаль готова во всеоружии заблокировать любые поползновения в сторону свободного рынка. Распорядители чужого своими формулировками нормативных документов и созданной процедурой их согласования гарантированно выхолащивают все свежие идеи.

Оптимизация затрат, снижение себестоимости, повышение платёжной дисциплины и качественное улучшение системы корпоративного управления без приватизации, активизации института банкротства, выравнивания условий хозяйствования – это как свадьба без невесты или футбол без мяча. Попытки навести порядок на госпредприятиях, страдающих от острого дефицита самостоятельности с одной стороны и от порочной мотивации руководства с другой в рамках всё того же ЗАО «Беларусь» обречены на провал.

На встрече с главой МВФ А. Лукашенко легко обещать рыночные реформы, включая приватизацию. До тех пор, пока глава страны не сформулирует такую же повестку дня для своей Вертикали, для руководства предприятий и населения в целом веры в предвыборные обещания приступить к созданию рыночных институтов не будет. 

Ярослав Романчук специально для Myfin.by


Предыдущие статьи в рамках проекта «Бизнес с умом»

Источник: Myfin.by

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий
qwerty
О как
Сайт
Система Orphus