Сайт может перестать корректно работать
Часть функционала сайта перестанет работать. Мы не сможем хранить персональные настройки и рекомендации.
Для полноценной работы всего сайта рекомендуем принять все cookie или выполнить настройку.
Отклонить
Настроить
Принять соглашение

ЧЕТЫРЕ «Б» ЭКОНОМИКИ 2015 ГОДА. Нервозность жертв, праздное созерцание жрецов

plug

Поехали. 2015-ый начался. Будет он бурным, брутальным, болезненным и для многих беспощадным. В экономике добро далеко не всегда будет встречать добро, а вот сфера зла грозит расшириться. Производители и потребители полны тревожных предчувствий и ожиданий. Что-то нехорошее нас ждёт за углом, но трудно сказать, за каким.

В первые дни нового года сложилось впечатление, что в Беларусь есть только одно действующее лицо. И оно – не президент. Звёздный час Павла Владимировича Каллаура совпал с острым валютным кризисом. Не прошло и двух недель, как у Нацбанка появилась новая кредитно-денежная политика. Денежная дурь конца 2014г. частично ликвидирована, но процесс макроэкономической стабилизации только начинается. Валютный шок с налогом в 30% на время отвлёк внимание людей и бизнеса от той опаснейшей концентрации ошибок и токсичных активов, которые скопились в экономике к концу 2014г. Они никуда не делись. Сами собой они не рассосутся.

Бурный

Минимизация издержек экономического лечения возможна при профессиональных, слаженных действиях Нацбанка, Совмина, администрации президентам при ярко выраженной политической воле самого главы государства. Пока мы имеем чёткую позицию только одного из четырёх необходимых элементов - Нацбанка. Остальные отделываются дежурными фразами и декларациями.

Подозрительно молчит министерство финансов. Его новый глава Владимир Амарин затихарился. От него уже должны были бы поступить сигналы о переписывании закона о бюджете на 2015 год и резком сокращении расходной части бюджета. Новый министр по налогам и сборам Сергей Наливайко заложил бы прочный фундамент своей репутации, если бы предложил снизить налоговую нагрузку на бизнес, который изрядно измочалили монетарной и регуляторной политикой. Новый министр экономики Владимир Зиновский должен был бы уже высказаться против тотального регулирования цен Минторгом и Минздравом. То ли праздники затянулись, то ли другие приоритеты появились. Новый премьер-министр Андрей Кобяков получил бы одобрение производителей товаров и услуг, экспертного сообщества, если бы привлёк к разработке новой программы структурных реформ и макроэкономической стабилизации независимых экономистов и бизнес сообщество.

Сейчас каждый день дорог, чтобы восстановить диалоговые площадки власти, бизнеса и общества. С такими предложениями никто не выступает. Только одинокий П. Каллаур размахивает инструментами монетарной политики. Уместно напомнить, что ужесточение денежно-кредитной политики при разнузданной бюджетно-налоговой политике, защите от банкротства не умеющих жить по средствам и в условиях открытой рыночной конкуренции госпредприятий – это прямой путь в клинч системы. Споры и выяснения отношений между разными структурами власти обещают быть бурными. Как и реакция работников госпредприятий, которые при инфляции более 30%, курсе Br17000/$1 будут получать Br3 – 4 млн и то с периодическими неоплачиваемыми отпусками. Не менее бурной будет реакция индивидуальных предпринимателей на ужесточение условий работы, рост регуляторных издержек и зачистку импортных товаров со стороны Минторга и других оруженосцев протекционизма.

Брутальный

Брутальным 2015-ый год будет для производителей и экспортёров. Они будут биться с Нацбанком и Совмином за каждый процент девальвации Br-рубля. Не меньше энергии они будут тратить на то, чтобы «выбивать» бюджетные дотации или льготные кредиты. Эффективными в этом лоббизме будут разве что промышленные тяжеловесы типа МАЗа, МТЗ, Гомсельмаша и им подобные. Остальным придётся крутиться самостоятельно.

RUR-рубль продолжит их добивать. Ослабленная более чем в два раза гривна добавит масла в огонь. Дефляция еврозоны замыкает опаснейшую ценовую петлю для белорусских производителей товаров и услуг. Замороженные Минторгом и Минздравом цены в рознице обрекают большинство беларусов на цены, которые гораздо выше мировых. Чиновники доигрались со своим ручным управлением ценами до того, что даже в российской глубинке белорусские товары дешевле. Поэтому отечественные потребители будут искать товарные альтернативы подешевле, в первую очередь, на сером рынке.

Брутальным для белорусского бизнеса будет кредитная политика. Повышение Нацбанком ставки рефинансирования до 25% - это только начало болезненного курса лечения белорусской экономики от депозитной пирамиды с одной стороны и кредитной халявы с другой. Сегодня новый глава Нацбанка П. Каллаур послал рынку чёткий сигнал: «Не берите Br-рублёвые кредиты!» Сегодня отдельные банки предлагают бизнесу кредиты под 70 - 80% годовых. Такие ресурсы могут брать только те, кто или намерен «кинуть» банк, или уверен в том, что за него заступится государство. Это не холодный душ для отрезвления бизнеса. Это настоящее кровопускание.

К сожалению, у нас нет уверенности, что белорусская система будет очищена от реального структурного шлака. Есть основания опасаться массового изгнания из рынка малого и среднего бизнеса, который не имеет административного ресурса. В монетарном шоке отражены крайне нездоровые ожидания банков и бизнеса относительно девальвации Br-рубля и инфляции. Один П. Каллаур с задачей обеспечения макроэкономической стабилизации не справится.

Беспощадным 2015-ый год будет для малого и среднего бизнеса, а также для индивидуальных предпринимателей. Они будут в ещё более жёстких клещах, чем производители. На импорт валюты хватать не будет. Власти продолжат заигрывать с электоратом, запрещая рознице и общественному питанию повышать цены. Поскольку они были заморожены ещё при курсе менее Br11000/$1, то товарный ассортимент уже к весне станет весьма куцым.

Рост налоговых ставок и платежей, в том числе по недвижимости и земле, неизменная привязка аренды к евро, новые ресурсозатратные техрегламенты и требования к сертификации, а также неплатежи государственных организаций – далеко не весь частный бизнес выживет в этой атмосфере беспощадности. В состояние банкротства, ликвидации или «заморозки» могут попасть до 60 тысяч ИП и до 30 тысяч частных коммерческих организаций.

Болезненный

Структурные реформы не бывают лёгкими, весёлыми и без жертв. Белорусские власти и с их подачи массивный, нерасторопный госсектор слишком долго производители не то, не по тем ценам, не того качества и не для тех рынков. Вот и нарвались. Нам предстоит пережить не операцию по удалению аппендицита, а ампутацию конечности вместе с пересадкой внутренних органов. Больно будет сотням тысячам работников осознавать, что они не нужны своим привычным работодателям. Что нужно искать работу, переучиваться, даже переезжать в другой город или страну.

Болезненным будет отвыкание тысяч государственных предприятий от дешёвых кредитов, дотируемого сырья, льготных ставок по аренде и бесконечного прощения долгов. Денег в бюджете на всех явно не хватит. Малым и средним заводам и фабрикам в провинции придётся больнее всего. «Красные» директора явно не расположены к реформам и резкому улучшению качества корпоративного управления. Высока опасность того, что в условиях затягивания поясов они будут затягивать пояса своим работникам, петлю на шее предприятия, но никак не себе лично.

Больно будет валютным заёмщикам. Они жестоко «попали». Среди них много государственных предприятий. Правительство убеждало их в надёжности белорусской валютной системы и стабильности Br-рубля.

Надо будет что-то ценное продать, чтобы не попасть в долговую яму и не похоронить свою репутацию. Болезненным будет процесс завершения строек, особенно для тех, кто улучшает свои жилищные условия на заёмные деньги (не льготные бюджетные кредиты). Число долгостроев может существенно увеличиться. Равно как и число пустующих объектов недвижимости. При резком падении бизнес активности и попадании экономики в рецессию офисные, торговые, гостиничные, производственные площади явно не будут находить ожидаемого инвесторами спроса. Корректировка или отказ от реализации начатых, тем более близких к завершению бизнес-планов всегда болезненна.

Беспощадный

Законы экономики и мирового рынка будут беспощадны к попыткам белорусских распорядителей чужого их модифицировать под свои сиюминутные интересы. Будет Нацбанк увеличивать денежную массу и раздавать льготные кредиты избранным предприятиям – будет инфляции и девальвация. Будет Совмин и исполкомы увеличивать налоговую нагрузку – углубят рецессию, ускорят бегство экономической активности в тень. Будет администрация президента блокировать приватизацию и становление полноценных рыночных институтов – получим мы ещё большую бесхозяйственность, коррупцию и вседозволенность монополистов. Беспощадность такой логики проверена на практике.

Попытки загнать экономику в казарменный режим инвестиций, производства и потребления беспощадно изгоняют из страны творческих, талантливых, предприимчивых людей. Декретами, указами и директивами беларусов не заставишь быть предпринимателями. Под указку распорядителей чужого белорусские потребители не станут вдруг покупать белорусское, тем более, если оно заметно хуже и гораздо дороже. К сожалению, беспощадность грубой силы будет довлеть над благами добровольной кооперации. Кадровый расклад власти, характер системы принятия решений, политический императив президентской кампании – все эти факторы с высокой степенью вероятности грозят беспощадно заморозить в белорусской экономики слабые ростки экономической свободы. Главное, чтобы население и бизнес не впали в делирическое настроение.

Ярослав Романчук специально для Myfin.by


Предыдущие статьи в рамках проекта «Бизнес с умом»:

Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все