Сегодня в бизнесе Беларуси непросто найти искреннего оптимиста. Редкие везунчики тщательно скрывают свой luck. Они не спешат раскрывать источники своего коммерческого успеха. У нас не принято гордиться честно заработанными миллионами долларов. Можно накликать беду в виде проверок и рейдеров.
Большинство, действительно, больших денег в Беларуси заработано на государственных ресурсах, деньгах и активах. Причём в условиях монополии или олигополии. Такой статус, как известно, можно получить только от больших номенклатурных начальников. Т е. они являются стейкхолдерами, соучастниками или партнёрами всех крупных состояний страны. Неважно, оформлены ли их права де-юре. У нас де-факто, т. е. нормативы по понятиям, сильнее формальных актов законодательства. Поэтому неудивительно, что программа деятельности правительства на 2015 год написана для избранных лоббистов и влиятельных чиновников.
Инерционный сценарий: проект Топ-100 протоолигархов и номенклатурных начальников
В кризис экономические отношения в целом и отношения собственности в частности подвергаются серьезному испытанию. Спрос резко сокращается. Денег становится меньше. Отдавать долги сложнее. Кредитоваться – корпоративной смерти подобно. Объём бюджетных ресурсов под импортозамещение резко сократился. Спекулятивная игра на депозитах Br-рублях стала слишком рискованной. Конкуренция берёт за горло, а работать в три раза больше за прибыль в три раза меньше хочется и можется немногим.
Резкое ухудшение состояние бюджета и госпредприятий заставляет белорусскую условную коммерческую сотню самых богатых бизнесменов страны серьёзно подходить к реорганизации своего бизнеса. Именно они становятся основными драйверами тех изменений, которые нас ждут в ближайшие два года. Большие номенклатурные начальники вместе с Топ-100 бизнеса думают, как адаптироваться к изменениям и повернуть их себе на пользу. Они обсуждают самые разные, иногда прямо противоположные сценарии.
Сценарий № 1«Инерционный»
Никаких радикальных шагов, шараханий или структурных реформ. Даже слово «кризис» нельзя произносить. Вместо него основной владелец группы компаний «Серволюкс» Евгений Баскин предложил использовать понятие «новая реальность». Её контуры и содержание размыты и не имеют чётких количественных показателей для всех. Именно такое состояние выгодно для топ-100 белорусских протоолигархов. Для них инерция – это сохранение возможности использования дешёвых госресурсов, преференций, участие в госпрограммах и расширение сферы контроля над государственными активами. Речь идёт не только о приватизации, как таковой, а также о перераспределении активов через создание холдингов или посредством обмена акций за долги.
Сторонники этого сценария выступают за инфляцию 18 – 25%, управляемую девальвацию при сохранении ограничений на валютном рынке и регулирование цен. Ко всем этим безобразиям они адаптировались и научились превращать эти макроэкономические недостатки в свои преимущества. Данный сценарий предполагает достаточно комфортную для номенклатурных начальников трансформацию политической и бюрократической власти в экономическую. Его прикрытием является принятая Совмином 21 февраля 2015г. программа деятельности правительства. Данный документ представляет собой такое перечисление целей, задач и механизмов, после которого ясно лишь одно: правительство ничего не будет менять.
Риски данного сценария связаны с резких ухудшением состояния большей половины коммерческих организаций, падением уровня жизни, дестабилизацией бюджета и банков. Принятая правительством программа – это очередной «убитый» год самого ценного ресурса – времени. Единственный человек, который может заблокировать реализацию инерционного сценария – сам глава Беларуси. Всё зависит от того, на чьей стороне будут его симпатии: населения, малого бизнеса или связки «топ-100 протоолигархов + номенклатурное начальство».
Сценарий № 2 «Реакционный»
Ускорение ухудшения экономических параметров коммерческого сектора может сорвать планы бенефициаров инерционного сценария. Правительство не может контролировать события в России, равно как и цены на нефть. Поскольку в принятой Программе-2015 чуть ли не вся вина за экономический кризис ложится на внешние обстоятельства, то с высокой степенью вероятности правительство не будет ликвидировать внутренние причины кризисных явлений. Это чревато серьёзными последствиями.
Первый вице-премьер Василий Матюшевский справедливо отметил: «Мы стоим перед серьезным вызовом, и простых решений нет. В связи с этим мы очень серьезно должны поработать над внутренними издержками, другого пути нет». Проблема обозначена предельно понятно, но принятая правительством программа не направлена на то, чтобы её решить. Указами, директивами и даже увольнениями мотивацию у директоров госпредприятий и их начальников из концернов, министерств и исполкомов не создашь. Сложившаяся система управления порочна. Её не исправишь заплатками, не припудришь ей нос регуляторной мелочёвкой.
«Другого пути нет» - это когда вы думаете о конкурентоспособном прибыльном бизнесе. Если же задача произвести вал, «освоить» бюджетные деньги и использовать активы для личного обогащения, то другой путь найдётся. В Программе-2015 не видно адекватной реакции правительства по искоренению порочных корпоративных практик. Поэтому с высокой степенью вероятности благие намерения В. Матюшевского будут заблокированы коллегами по Вертикали и «красными» директорами. А вот угроза инфляционно-девальвационной спирали реальна и зрима.
В. Матюшевский опять прав: «Инфляционная спираль, которая в данном случае может свалиться, принесет больше бед, чем выгоды…» Мы на своей шкуре уже неоднократно убеждались в разрушительной силе этой самой спирали, но с незавидным упорством правительство продолжает воспроизводить условия для её раскрутки. Нацбанк и отдельные представители Совмина и министерств говорят правильные вещи, утверждают, что давно назревшие проблемы «нужно решать незамедлительно». Очевидно, не хватает волшебного пенделя, который бы запустил всю систему в движение. Только слова и только бумажка с названием «Программа деятельности правительства на 2015 год» не помогают. В Беларуси только один человек может дать системе такого пенделя, но он сегодня увлечён большой геополитикой.
Лоббисты свои тылы прикрыли плотно
Производство на склад никто не остановил. Долги продолжает накапливаться. Платёжная дисциплина – ниже колена. Ситуация с ценами подвешена. Арендные ставки резко повысились. Кредитные ставки снижаться и не думали, а спрос внутреннего и внешних рынков устойчиво идёт вниз. Под влиянием политических факторов реакцией Совмина и Нацбанка на такое негативное развитие ситуации будет, скорее всего, предоставление очередной порции денег, преференций и льготных кредитов. Само правительство не готово к жёсткому разговору с теми, кого А. Лукашенко обвиняет в бесхозяйственности, расхлябанности и головотяпстве. Высказывание В. Матюшевского убеждает в этом: «Количество несистемных, индивидуальных льгот должно существенно уменьшаться. Мы должны постепенно переходить к секторальным льготам. То есть, когда мы стимулируем не конкретный субъект хозяйствования, а стратегически важные отрасли для экономики».
Это высказывание нужно разбирать на уроках экономики и экономической политики, чтобы показать, как чиновники создают себе лазейки, а избранным предприятиям – вполне законные каналы получения бюджетных денег. «Несистемных» индивидуальных льгот нельзя, а вот если они системные, тогда, получается можно. Чем одни отличаются от других, ни в одном акте законодательства не написано. Нет такой методики, которая бы чётко отделяла эти две категории льгот. Значит, чиновники будут сами, на свой страх и риск, а также с учётом личных материальных и карьерных выгод его интерпретировать.
Например, в Программе-2015г. в поддержке нефтехимического комплекса говорится о господдержке техническом переоснащении ОАО «Лакокраска», строительстве на заводе горного воска и создании ещё одного производства на ОАО «СветлогорскХимволокно». Получается, что это «системные индивидуальные льготы»? Эти предприятия давно прописались в обойму бюджетных иждивенцев. Если они такие хорошие и прибыльные, то почему из года в год налогоплательщики должны им помогать, им, а не медсёстрам, библиотекарям или учителям? Когда юридические лица из топливно-энергетического сектора просят господдержки, так и хочется сказать: «Мужики, вы должны страну кормить, а не обдирать».
Правительство планирует переходить к секторальным льготам, причём постепенно. В программе не указана ни одна дата, ни даже намёка на принципы перехода. Это грубая теоретическая ошибка, потому что не собственники капитала и сами предприниматели, а чиновники будут определять, какие отрасли считать «стратегически важными», а какие неважными.
В Программе-2015 своё место у бюджетного источника застолбили производители лекарств. Эксперименты с жизнью и здоровьем людей, завязанные на опасной программе импортозамещения, чреваты для населения. Почему РУП «Белмедпрепараты», ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов» и ПРУП «Минскинтеркапс» определены, как стратегически важные, из Программы-2015 понять невозможно. От этих предприятий ни мир, ни Беларусь не получает прорывных, высокотехнологичных лекарств, а превращатть генерики и лекарства на технологиях давно минувших лет в «стратегически важный» товар и поражением граждан в праве выбора по-настоящему современных лекарств – это не что иное, как грубый фармацевтический лоббизм белорусских протоолиграхов.
Программа-2015 может нравиться только большим номенклатурным начальникам и их коммерческим партнёрам. С точки зрения экономической теории она не имеет ни научной, ни практической новизны. Реализация данного документа не решит острые проблемы для бизнеса, не остановит падение производства и уровня жизни. Правительство взяло курс на затягивание времени, просиживание возможностей и имитацию модернизации. Пора, как в том анекдоте, готовить три конверта.
Ярослав Романчук специально для Myfin.by
Предыдущие статьи в рамках проекта «Бизнес с умом»:
- СТАТЬ ХОЗЯИНОМ: ХОЧЕТСЯ, НО КОЛЕТСЯ. Почему белорусский бизнес не хочет приватизации
- КАК УРАВНЯТЬ БЕЛОРУСОВ И КИТАЙЦЕВ. 10 способов поддержать белорусское предпринимательство
- ЭКОНОМИКА ЦЕРБЕРОВ И ЛИБЕРТИНОВ. У распорядителей чужого сбились ориентиры
- БЕЙБИ ЗА МИЛЛИАРД ДОЛЛАРОВ. Пагубная привычка разбрасываться деньгами
- ПРИГОВОРИЛИ. Беларусь в четыре раза хуже
- УКРАДЕННАЯ УКРАИНА. 10 украинских уроков для Беларуси
- КУПИТЕ «ЗАЙЦА». Депозитно-кредитная ситуация в I полугодии 2014г.
- МЫ НАЧИНАЕМ ПЛАТИТЬ ЗА ВОЙНУ. Логика экономики военного времени
- ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. Очередной исторический шанс для Беларуси
- СЕРЬЕЗНЫЙ АГРОБИЗНЕС. Еда и продовольствие могут стать вечным бизнесом
- «УМЕРЕННО ЖЁСТКАЯ» И БЕЗМЕРНО АМОРФНАЯ. Характеристика работы правительства на конец лета 2014 года
- ДОЖДЁМСЯ ДЕФЛЯЦИИ ЦЕН НА ЕДУ? Уникальный инвестиционный и социальный шанс
- ПАРНИ НЕ В ТЕМЕ. Мир переполнен дешёвым кэшем, но не для Беларуси
- ИНФЛЯЦИОННЫЕ ИГРИЩИ. Самое коварное мошенничество
- СТРАШИЛКА 100-ПРОЦЕНТНОЙ ОПЛАТЫ ЖКУ: кому адресована угроза
- АМЕРИКАНСКИЕ ПОРЫВЫ. Получится ли у Беларуси завоевать Америку?
- СМЫСЛ ПРИКИДЫВАТЬСЯ БЕДНЫМ И СЛАБЫМ. Закон на службе «беспорточников»
- ТАБЛЕТКА ОТ УТОПИИ. Опасность прогноза на 2015 год
- КАК ВЫЖИТЬ В ВАЛЮТНОЙ ВОЙНЕ. Опасная игра на удержание курса
- ЭКОНОМИКА В РЕЖИМЕ «ЗАСТАВИТЬ!» Неправильной дорогой идёте, товарищи
- АГРЕССИЯ НАЦБАНКА ПРОТИВ НАЦБИЗНЕСА: НБ РБ как главарь финансового синдиката
- ХОЧЕШЬ ПРОЦВЕТАНИЯ – ДАЙ СВОБОДУ. Уроки Индекса процветания от Института Легатум
- 2014 ГОД ПРОВАЛЕН! А. Лукашенко обрисовал контуры экономической политики на 2015-ый
- ТОЧКОВТИРАТЕЛИ И 500 КИЛОМЕТРОВ. Инновации под указку – это рост проблем экономики
- НАЗРЕЛИ, НАБУХЛИ, НАЩУПАЛИ. Будущее структурных реформ Беларуси
- ЗАОПТИМИЗДИЛИ СТРАНУ. В официальном прогнозе на 2015 год больше фотошопа, чем экономики
- ОТВЕРГАЮЩИЕ НОРМАЛЬНОСТЬ. Чиновники как угроза национальной экономике
- КУРС, ШОК И ВОДКА. Ускоренная кончина белорусской модели
- БЕЛАРУСЬ ВАЛЮТНАЯ: ЧТО ПРОИСХОДИТ, ЧТО БУДЕТ
- ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
- Br10930 – Br 13770 - Br Br11145 – Br16000. Самая яркая характеристика белорусской экономики
- ЧЕТЫРЕ «Б» ЭКОНОМИКИ 2015 ГОДА. Нервозность жертв, праздное созерцание жрецов
- НАДРУГАТЕЛЬСТВО НАД ЦЕНАМИ. Мошенничество с измерительным прибором
- ЖЕРТВЫ НОВОЙ ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ. На горизонте давно назревшая лечебная терапия