ТРУД ИЩЕТ КАПИТАЛ. Безработные, как злой пендель рыночным реформам

ТРУД ИЩЕТ КАПИТАЛ. Безработные, как злой пендель рыночным реформам

В Беларуси кооперация труда и капитала сменяется противостоянием. Капитал переживает трудные времена. Адаптация к сокращению внутреннего и внешнего спроса – болезненный процесс. Руководителям предприятий нужно понять, что ликвидировать, что продать и куда направить оставшиеся ресурсы. Макроэкономическая нестабильность, непредсказуемость действий властей сильно затрудняют работу менеджеров. Работа у них нынче нервная, стрессовая и неблагодарная: они отделены от плодов антикризисной адаптации. Успех или провал - директор государственного завода может оказаться не удел, без надлежащего вознаграждения, а если против него будут действовать большие номенклатурные начальники, то инициативность и управленческие риски могут привести директора за решётку.

Белорусских пролетариев выталкивают из зоны комфорта

Работники предприятий добавляют масла в огонь. На протяжении многих лет они не испытывали давления рынка труда, не пробовали на зуб настоящую рыночную конкуренцию. По большому счёту им даже удалось избежать жёстких требований работодателей. Поэтому редкий пролетарий утруждал себя повышением квалификации, диверсификацией навыков и умений, приобретением новых специальностей. Работодатели и так брали всё, чтобы было. Не было надлежащего спроса и с «красных» директоров. Министерства, концерны и исполкомы поставили их в тепличные условия, когда одну и ту же деталь можно точить десятилетиями – и плевать на новые технологии, требования потребителей и быстро растущее число конкурентов.

Типичным примером корпоративной безответственности, порочного самоуспокоения директоров и работников является поведение гродненского завода ОАО «ВолМет». Глава КГК Леонид Анфимов поставил весьма нелицеприятный диагноз этому коммерческому проекту чиновников и государственных менеджеров: «Здесь мы видим пример того, как завод застыл на той номенклатуре, которую выпускал в советские времена». Таких волметов в белорусской экономике накопились тысячи. Они рассредоточены по малым и средним городам. Поэтому рынок труда в провинции сегодня находится под гораздо больше угрозой в провинции, чем в Минске или в областных городах.

Работники ОАО «ВолМет», как и их белорусские собратья по пролетарскому движению, не утруждали себя вопросами о конкурентоспособности, производительности труда и специфике спроса. Их гипертрофированные интересы защищал сам глава страны. Именно по его велению росла зарплата. Сильные перекосы на рынке труда, особенно в контексте оттока рабочей силы в Россию, позволяли белорусским работникам чувствовать себя достаточно комфортно. Кризис конца 2014 года поставил жирный крест на этом искусственном благополучии белорусского пролетариата.

Зарплаты в привычном для рабочих долларовом эквиваленте уполовинились. Премиальные испарились. Трёхдневный рабочий день стал нормой. Десятки тысяч рабочих отправлены в отпуска за свой счёт. Резко усилилась конкуренция за рабочие вакансии. Будущее омрачает необходимость выплачивать кредиты, взятые на покупку потребительских товаров, автомобиля или жилья. Белорусские рабочие не привыкли быть крайними в системных трансформациях. Им было уютно в старой, ещё советской системе производственных отношений. Сегодня эта система рушится. Президент своим декретом № 5 от 15.12.2014г. «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» впервые стал на сторону капитала. Сегодня уволить рабочего – проще простого. Политическая отмашка дана. Рыночные условия диктуют оптимизацию рабочей силы. Распорядители капитала увидели свою выгоду в сокращении издержек на содержание ставших лишними работников. Противостояние труда и капитала набирает обороты на фоне накопления очень серьёзных проблем для белорусской, сильно огосударствлённой экономики.

Беда не пришла одна, а привела толпу своих друзей

Два белорусских нефтеперерабатывающих завода запрашивают у правительства $2,3 млрд. на окончание модернизации. «Белнефтехим» информирует о высоком риске недополучения $1 млрд. из заложенных в бюджет пошлин на нефтепродукты. Почти 2/3 всех коммерческих организаций не имеют собственного оборотного капитала.

Минфин режет инвестиционные расходы из-за выпадающих доходов. Комитет госконтроля диагностирует ситуацию в промышленности, как сложную, пока ещё не драматичную. Его глава Л. Анфимов постоянно находит государственные предприятия, которые продолжают клепать ещё советскую номенклатуру товаров. Правительство создало руководителям госпредприятий такую систему мотивации, что два десятка лет можно игнорировать рыночный спрос, а ориентироваться на получение дотаций из бюджета на безразмерную модернизацию. Схема «бюджетные деньги без привета, ответа и эффективности» продолжает реализовываться, пусть и в усечённом виде.

Близка к стагнации розничная торговля. В упадке и режиме санации сектор общественного питания. Распродают имущество транспортные компании. Зияют пустотами настроенные в рамках государственной программы логистические центры. Нервно курят строительные организации. Они даже на половину не могут загрузить свои мощности. Инерция в реализации госпрограмм в сельском хозяйстве, деревообработке, лёгкой промышленности, секторе строительных материалов и машиностроении такая сильная, что даже очевидные проблемы в финансах государства и производителей товаров и нефинансовых услуг её не в состоянии остановить.

Высокая инфляция и очередная девальвация опять сбили ценовые и цифровые ориентиры. Курсовые разницы до неузнаваемости исказили балансы коммерческих организаций. Чистый убыток всей экономики по итогам января 2015г. составил Br42,85 трлн., что разительно отличается от чистой прибыли января 2014г. (Br2,5 трлн.). Сегодня идентификация токсичных активов, ошибочных инвестиционных проектов невозможна.

Белорусские власти в очередной раз сильно испортили приборы измерения экономического и финансового здоровья. Балансы коммерческих организаций скрывают истинное положение дел. В такой ситуации кредиторы и инвесторы предпочитают не рисковать. Первые хэджируют свои риски повышением процентных ставок и ужесточением требований к заёмщикам. Вторые, как правило, откладывают принятие решения, даже после проведения своего анализа состояния интересующих их активов. Без duediligence(комплексная аудиторская проверка предприятия, которую проводит инвестор перед заключением крупной сделки) ни один серьёзный инвестор не купил белорусские активы. Поэтому сегодня белорусский бухгалтерский и финансовый учёт – это источник дополнительных издержек для бизнеса, препятствие для быстрого и успешного вхождения в белорусский рынок. Он также тормозит адаптацию рынка труда к новым реалиям.

Сколько работников в зоне риска

На начало 2015г. на 9,48 млн. населения рабочая сила (занятое население) составляло 4486,7 тыс. при общем объёме трудовых ресурсов 6005,5 тыс. Безработными числились всего 22,3 тысячи человек. Самым значимым сектором рынка труда является промышленность. В ней работает каждый четвёртый беларус (24,6% от общей численности занятого населения). Вторым по значимости сектором является торговля (14,8%). Следом идут образование (9,7%), сельское и лесное хозяйство (9,3%), строительство (8,1%), транспорт и связь (7,5%). Такая структура занятости подтверждает сохранение в Беларуси советской структуры производства.

С учётом финансового состояния предприятий в разных секторах экономики, динамики спроса на внутреннем и внешних рынках, возможностей в финансировании текущей и инвестиционной деятельности, состав зоны риска для работников (увольнение, ликвидация коммерческих организаций, сокращение объёмов производства, слияние и поглощение) представляется следующим образом:

  • промышленность – минус 450 тысяч человек;
  • торговля и общественное питание – минус 130 тысяч человек;
  • сельское хозяйство – минус 150 тысяч;
  • образование – минус 35 тысяч человек;
  • строительство - минус 110 тысяч;
  • транспорт и связь – минус 55 тысяч;

Итого: 930 тысяч белорусских работников (более 20% рабочей силы) находятся в зоне риска потерять работу. Оценочно около полумиллиона работников попадают в особо опасную зону структурной безработицы. Остальные – это безработица циклическая, т. е. вытекающая из состояния делового цикла.

Пускать на самотёк проблему скрытой и потенциальной безработицы – это усугублять её. Чем больше белорусские власти будут цепляться за старую структуру производства и занятости, тем большей будет для структурной безработицы.

20 лет белорусский пролетариат тормозил рыночные реформы, поддерживал курс правительства на полную занятость в рамках, в основном, советской структуры экономики. Почти миллион лишних людей – это цена, которую Беларусь платит за воспроизведение порочных советских практик. Распорядители чужого – главные виновники такой огромной цены. Соучастниками преступления по искажению рынка труда являются «красные» директора и профсоюзы. За все эти годы номенклатурные начальники накопили миллиарды долларов капитала. Сегодня существующий объём труда и старое качество рабочей силы им не нужны. Мавр сделал своё дело, мавра можно отправить на пособие по безработице. Или на пенсию.

Ярослав Романчук специально для Myfin.by


Предыдущие статьи в рамках проекта «Бизнес с умом»

Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале
Подписаться на канал
Поделитесь своей новостью или «денежной» историей через @myfinby_bot
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все