Отказ от аналитических cookie-файлов
Отключение аналитических cookie-файлов не позволит определять предпочтения пользователей Сайта, в том числе наиболее и наименее популярные страницы и принимать меры по совершенствованию работы Сайта исходя из предпочтений пользователей.
Отказаться
Принять
Отказ от рекламных cookie-файлов
Отключение рекламных cookie-файлы не позволит принимать меры по совершенствованию работы Сайта, исходя из предпочтений пользователя, а также осуществлять подбор рекламы, иных рекламных материалов по наиболее актуальному, подходящему назначению для каждого конкретного пользователя.
Отказаться
Принять
Вы уверены?
Отключение аналитических cookie-файлы не позволит сделать сайт более комфортным для вас
Отключение рекламных cookie-файлы не позволит принимать меры по совершенствованию отображения рекламы
Согласен
Не согласен

НЕПРАВИЛЬНЫЙ ШЕСТИУГОЛЬНИК. Шесть столпов «Дорожной карты» правительства на 2016 год

НЕПРАВИЛЬНЫЙ ШЕСТИУГОЛЬНИК. Шесть столпов «Дорожной карты» правительства на 2016 год

Новость о предстоящей в июле 2016г. 10-тысячекратной деноминации Br-рубля затмила представление контуров экономической политики на 2016-2020гг. Сам план пятой пятилетки ещё не обнародован, но его основные авторы продолжают тестировать общественное мнение на разных форумах и площадках. На этот раз первый заместитель министра экономики Александр Заборовский на конференции «Экономика Беларуси: снова перед выбором» представил «дорожную карту» структурных реформ, каким они представляются воспитанниками мощной лоббистской группы М. Мясниковича.

Фейковая открытость

В набор предложений Минэкономики были интегрированы рекомендации Всемирного банка и МВФ. Нет сомнений, что словесная оболочка призвана убедить эти международные организации оказать кредитную, техническую и маркетинговую помощь белорусскому правительству. Рассмотрим суть представленных предложений и оценим их на рыночность.

А. Заборовский предвосхитил своё выступление на конференции весьма спорным тезисом: «Мы в Министерстве экономики не делим экономистов и ученых на своих и чужих - главный критерий, это научная обоснованность, желание открыто и профессионально работать, конструктивно дискутировать». Известно, что с приходом в Минэкономики министра Владимира Зиновского возможность диалога с руководством этого органа резко сократились. В своё время Николай Снопков и его заместители были гораздо более отрытыми для обмена мнениями.

Руководители Минэкономики сами оценивают научную обоснованность и конструктивность белорусских экономистов. Через это сито не проходят эксперты, которые последовательно отстаивают системные либеральные рыночные реформы. В отличие от Нацбанка ни Совмин, ни одно министерство не организовали площадки для регулярного общения с профессиональным экономическим сообществом. При таком подходе есть все основания сомневаться в желании руководителей министерств и ведомств выслушать и обсудить все валидные точки зрения на системные трансформации в, действительно, открытом диалоге.

Участие в Кастрычiцкiм форуме, уважаемой площадке Исследовательского центра ИПМ, раз в год не может рассматриваться, как полноценная конструктивная дискуссия. Кулуарный, закрытый режим обсуждения чиновниками разных тем и проблем с представителями международных организаций – это не вовлечение в диалог относительно содержания реформ, а работа в рамках грантов, договоров технической помощи или кредитных соглашений. После жёсткого кризиса конца 2014 года Совмин так и не удосужился предложить экономическому сообществу страны полноценный научный конструктивный диалог. Очевидно, попытки первого вице-премьера Василия Матюшевского не нашли поддержки у руководства правительства. Уместно напомнить, что сотрудничество белорусских властей с МВФ, Всемирным банком и ООН в последние десять лет не помешало им работать в парадигме централизованной плановой экономики. Десятки стран мира на своей шкуре убедились в том, что рекомендации этих организаций далеко не всегда расширяют сферу настоящих рыночных отношений. Иными словами штамп одобрения со стороны МВФ/ООН/Всемирного банка – это не одно и то же, что принятие пакета рыночных реформ.

Благие намерения правительства

Белорусские власти, как мантру повторяют важность макроэкономической стабилизации. При этом они наполняют его своим смыслом. В теории и в практике рыночных стран макроэкономическая стабилизация – это инфляция менее 3% в год при свободных ценах, отсутствие барьеров на перемещение капитала по текущему и капитальному счетам, свободная конкуренция на рынке финансовых услуг, чёткая и прозрачная бюджетно-налоговая политика. Сводить макроэкономическую стабилизацию к снижению дефицита счёта текущих операций – это как утверждать о надёжности МАЗа только на том основании, что он проработал без ремонта первые 100 км.

В 2016 году Совмин даже не обещает настоящей макроэкономической стабильности. После сокрушительного провала по привлечению прямых иностранных инвестиций правительство опять обещают привлечь на чистой основе $2 - 2,5 млрд. и на этом основании чиновники обещают бездолговое финансирование счёта текущих операций. При скандальном отношении чиновников к частной собственности, регуляторных безобразиях (вспомним хотя бы постановление Совмина № 666), разрушительной дискриминации государственных организаций привлечь столько инвестиций в экономику, в которой даже цены не имеют права быть свободными, абсолютно нереально.

А. Заборовский обещает с 2016 года «идеальный порядок с администрированием и последовательным сокращением нерыночных кредитов». Проекты основных экономических документов на следующий год указывают на небольшое сокращение объёма льготных кредитов. Нет оснований считать, что аграрное, промышленное, строительное и финансовое лобби сдались и безропотно приняли приговор в виде ликвидации доступа к дешёвым ресурсам государства. Если бы так было, в 2016 году нас бы ждало массовое банкротство тысяч государственных предприятий, увольнение сотен тысяч работников. Красные директора и «помещики» явно не выглядят на смирившихся с приговором правительственных «прагматиков». Сомнения в выполнении этого обещания укрепляет тот факт, что «идеальный порядок» будут наводить практически те же люди, которые допустили форменный бардак, рецессию и угрозу длительной стагнации.

Оказывается, Беларусь уже чуть ли не частная экономика

Особое «научное» чутьё и методология расчётов позволили А. Заборовскому сделать ещё одно сенсационное открытие. Оказывается, «если убрать металлургию, калий и нефтянку, то есть сугубо сырьевые, рентные отрасли, работающие эффективно и имеющие специфику, доля государства снизится до 37%». Вот так белорусские власти без приватизации умудрились сократить долю государства в добавленной стоимости до менее 50%. Вот так заместитель министра экономики, убрав за скобки более 30% экономики, огласил триумфальное шествие частной собственности. Никакого мошенничества – только особенности национальной методологии оценки и расчётов.

А. Заборовский для государственных коммерческих организаций предлагает «многомерную последовательную стратегию», но в этом пакете приватизации места не нашлось. Госкомпаниям будет сложнее получать льготы. Правительство обещает прекратить поддерживать убыточные виды деятельности», но не сами убыточные предприятия. Это значит. «Красные» директора и помещики (руководители с/х предприятий) легко найдут новые, неизменно инновационные темы для получения финансирования. Такой подход гарантирует консервацию существующих отношений между коммерческими организациями и Вертикалью.

Четвёртое обещание А. Заборовского – «создание условий для увеличения числа рабочих мест в частном секторе путем улучшения инвестиционного климата, снижение регулятивной и налоговой нагрузки, обеспечение безусловных гарантий прав частной собственности». Это обещание звучит особенно цинично на фоне декларации МНС о том, что в Беларуси чуть ли не оптимальная налоговая система, с учётом практики властей без согласования с бизнесом увеличивать ставки налогов и аренды в 2 – 3 раза, а также менять порядок и методику налогового учёта. А. Заборовский не оценил монетарный ущерб стране от арестов известных белорусских программистов, жёстких наездов на мебельный бизнес в Гродно, кормовой и с/х бизнес в Витебске, Бресте, от фактической блокировки инвестиционных проектов в Минской области и порочную практику навязывания инвесторам 20 – 25 условий. Заместитель министра экономики не посчитал нужным прокомментировать явную угрозу ухода с рынка труда около 30 тысяч индивидуальных предпринимателей. Совмин своими действиями способствует ликвидации этой «нецивилизованной» формы экономической деятельности.

«Проактивная» стагнация

«Дорожная карта» правительства предполагает содействие динамичному развитию рынка труда: «Ключевая новация — переход к проактивной политике. Защищать не собственно рабочие места, а возможности людей зарабатывать доход». Пока белорусские власти наказывают налогами людей, которых они считают тунеядцами, повышают налоговую, административную арендную нагрузку на малый бизнес, лишает предпринимателей доступа к кредитам, недвижимости и земле. При такой «проактивной» политике белорусская рабочая сила в 2016 году может сократиться на 300 – 500 тысяч.

Шестым элементом своей Дорожной карты А. Заборовский считает «формирование эффективных товарных рынков и рынков финансовых услуг». При такой постановке задачи правительство может рапортовать о её выполнении и через 20 лет. Декларации создания «мощной антимонопольной службы», не подкреплённые конкретными решениями – это очередной блеф. Бизнес сообщество годами ставит вопрос о создании независимого антимонопольного органа, но правительство упорно не хочет выводить антимонопольную службу из-под опеки Минэкономики. Замминистра вскользь сказал о либерализации ценообразования и поддержке конкуренции, хотя именно эти аспекты являются очень важными для системных трансформаций.

Таким образом, «Дорожная карта», представленная первым замминистра экономики А. Заборовским – это совсем не программа последовательных, системных рыночных реформ. Это план косметических мер по спасению существующей модели. Под такой план правительство не привлечёт инвестиций, не сформирует доверие национального бизнеса и населения, не ликвидирует по-настоящему опасные источники опасности для экономики. Главными в экономической модели остаются распорядители чужого. Они получат большую свободу действий для канализации государственных активов и ресурсов в проекты номенклатурных любимчиков. С высокой степенью вероятности можно сказать, что именно они являются главными заказчиками и бенефициарами именно такого подхода к решению острых экономических и социальных проблем.

Ярослав Романчук специально для Myfin.by


Предыдущие статьи в рамках проекта «Бизнес с умом»

Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все