У белорусских чиновников есть три любимые игрушки: собственный карман, деньги налогоплательщиков и ресурсы страны. Ради первой они готовы на любые эксперименты со второй и третьей. Просить и убеждать наши распорядители чужого не умеют. Принуждать и забирать – привычное для них дело. Проблемы начинаются тогда, когда появляется дефицит источников их благополучия. Именно такое положение дел мы имеем в стране сегодня.
Беда пришла, откуда мы её ждали, со стороны того, на кого распорядители чужого надеялись все последние двадцать лет. Нет, не о России идёт речь, а о государственных коммерческих фаворитах. Они забуксовали как раз в том момент, когда стана погрузилась в опасную колею рецессии. Вовремя не сориентировались во внешнеэкономической обстановке, не поспели за изменением внутреннего спроса, проморгали технологическую революцию, застряли в советской мотивации менеджмента и рабочих к труду. Президент и правительство так на них надеялись, так им помогали и оберегали от излишней конкуренции, а они в трудную годину подвели. Локомотивы роста оказались двигателями обратной тяги. Именно производители товаров, в первую очередь, промышленных, являются первопричиной роста напряжения на финансовом и валютном рынках.
Деиндустриализация и структурная деградация
Тысячи белорусских товаров на миллиарды долларов оказались невостребованными традиционными потребителями. В динамичные 2000-ые политики и чиновники рьяно взялись за расширение инвестиционных мощностей. Теперь они загружены на 20 - 40%, а тысячи коммерческих организаций не спасают даже дотации государства.
Темпы падения промышленного производства приобретают очертания настоящей деиндустриализации страны. В январе – августе 2015г. в стране было произведено 30,8 тысяч двигателей для автомобилей (максимум за последние десять лет было в 2008г. – 128,6 тысяч штук). Станков для обработки металла за первые восемь месяцев этого года было сделано 779 штук (в пиковый 2011г.. было 5286 штук), лифтов – 6390 (за 2014г. – 11056 штук), карьерных самосвалов – 245 (в пиковый 2008г. – 1887 штук), грузовых автомобилей – 2260 (максимум был в 2012г. – 24572 штуки), тракторов – 23,3 тысяч (пиковым был 2012г. – 71030 штук), автобусов – 470 штук (пик пришелся на 2013г. – 2341 штук), зерноуборочных комбайнов – 132 штуки (пиковым был 2008г. – 2818 штук), холодильников - 581,1 тысяча (максимум за последние 10 лет был в 2012г. – 1263 тысяч штук), стиральных машин - 133 тысяч (максимум был в 2012г. – 324 тысячи), телевизоров – 18,7 тысяч (максимум был в 2005г. – 1308 тысяч штук). Приговором белорусской телевизионной индустрии является показатель производства телевизоров в августе - целых 100 штук.
Есть два товара, которые отражают суть ручного управления белорусской промышленностью под гнётом вредных программ импортозамещения и стимулирования экспорта. Это пылесосы и утюги. В 2005г. пылесосов было произведено только две тысячи штук, а в 2008г. – уже 139 тысяч. После этого пика производство неуклонно снижалось, до 9 тысяч в 2014г. В 2005г. в Беларуси было произведено 179 тысяч утюгов, в 2014г. – только три тысячи. Эти два товара наряду с часами, телевизорами, мотоциклами, велосипедами и многими другими промышленными товарами готовятся занять места на полках в музее истории белорусской индустрии.
Клэш производственников и финансистов
«Красные» директора растерялись. Министерства занервничали. Облисполкомы засуетились. Банки обратили взоры к небесам, туда, где уже находились процентные ставки по кредитам. Все привычно обратились к А. Лукашенко. Мол, дайте денег, а то сотням тысячам рабочих есть хочется, а нам без господдержки не выжить. Президент поговорил с Нацбанком, посоветовался с Минфином и решил… не давать. Нет, он не стал отказывать всем. Не дать «святой» номенклатурной сотне государственных коммерческих организаций, которые слишком-важные-чтобы-обанкротиться, глава страны не мог себе позволить. Поэтому МАЗ, МТЗ, Гомсельмаш, Интеграл и другие участники госпрограмм своё получили, но тысячи других ждало бюджетное разочарование.
Правительство отказало им не потому, что жалко, а потому что нечего давать. Если раздать остатки «живых» денег из золотовалютных резервов, то издержки от финансовой дестабилизации будут несравненно больше, чем банкротство даже самого большего белорусского предприятия. Ещё рискованнее было бы заставить Нацбанк напечатать деньги. Инфляционно-девальвационная спираль могла бы подкосить банковскую систему. Белорусские власти сами загнали себя в ситуацию, когда нужно выбирать между плохим и очень плохим сценарием.
Нацбанк настаивает на дальнейшем ужесточении денежной политики. Антиинфляционная риторика явно доминирует над затухшими приказами обеспечить экономический рост любой ценой. Глава Нацбанка П. Каллаур и его коллеги используют против своих оппонентов резонные аргументы: «Товарищи директора, посмотрите на вашу выручку, показатели экспорта, на расчёты и долговую позицию. Прежде чем требовать от нас много дешёвых денег, приведите свои финансы в порядок, адаптируйте свои производства к реальному спросу». В этой сфере есть от чего взяться за голову.
За I полугодие 2015г. экспорт товаров в стоимостном выражении сократился на $4,8 млрд. Главный источник такого падения – минеральные продукты (минус Br2,4 млрд.), транспортные средства ($594 млн.), машины и оборудование ($512 млн.). а также продовольственных товаров и с/ сырья ($466 млн.). Процесс излечения белорусской экономики от нефтяного проклятия проходит весьма болезненно.
Беларуси могли бы помочь прямые иностранные инвестиции (ПИИ), но правительство продолжает авантюрную инвестиционную политику. Самые вредные её элементы – навязывание инвестиционных условий, неустойчивость законодательства, макроэкономическая нестабильность и дискриминационные практики государственных организаций. В I полугодии 2015г. в страну поступило $1,3 млрд. ПИИ. Их них на реинвестированную прибыль пришлось $1,1 млрд. Чистое приобретение финансовых активов не превысило $80 млн. Это мизер для страны, правительство которой стоит перед лицом очевидного структурного кризиса.
Сравнение динамики долгов, неплатежей, валютной выручки и прибыли позволяет увидеть растущее напряжение в финансах коммерческих организаций и, как следствие, в банках. За I полугодие 2015г. по сравнению с аналогичным периодом 2014г. чистая прибыль сократилась на 7,2%, до Br23,1 трлн. За такой же период сумма убытка увеличилась в 2,3 раза, до Br15,55 трлн. По оценке властей доля нерентабельных и низкорентабельных предприятий (от 0 до 5%) за I полугодие составила 58,4%.
На 1.07.2015г. только внешняя кредиторская задолженность составила Br80,96 трлн., что на 41,7% больше, чем было на 01.07.2014г. За этот же период просроченная внешняя кредиторская задолженность увеличилась на 55,3%, до Br10,3 трлн. На 1.07.2015г. внешняя дебиторская задолженность составила Br68,47 трлн., что на 37,9% больше, чем было годом раньше. За этот период просроченная внешняя дебиторка выросла на 72%, до Br10,3 трлн.
Государственные авантюры
Белорусские чиновники и политики совсем лишены чувства меры. Они сами заварили кашу со структурными дисбалансами, инвестиционными ловушками и финансовыми тупиками, но упорно продолжают увеличивать объём ресурсов в своём распоряжении. Авантюрой является увеличение присутствия государства в экономике в январе – июне 2015г. Доходы бюджета расширенного правительства (консолидированный бюджет плюс ФСЗН) составили 43,1%. За аналогичный период 2014г. было 40,9% ВВП.
Очередной авантюрой в условиях падающего рынка недвижимости, резкого снижения доходов населения и прибыли бизнеса является рост объёмов ввода в эксплуатацию жилья. При готовом плане в 4 млн. м2 за январь – июль 2015г. было построено 3103,4 м2, что на 4,4% больше, чем было в январе – июле 2014г. Заточенная под старые инвестиционные планы государственная строительная машина не может остановиться, хотя участники этого рынка со стороны предложения понимают, что такое поведение грозит ещё больше обвалить цены и обанкротить сотни коммерческих структур в строительном секторе.
Тревожный звонок – состояние Фонда социальной защиты населения. После продолжительного периода профицита с февраля 2015г. эта структура ушла в дефицит. В январе – июле 2015г. его доходы составили сумму эквивалентную 12,5% ВВП, а расходы – на 0,6% ВВП больше. Дырку такого размера сборами с тунеядцев не закроешь. Без полноценной пенсионной реформы власти вынуждены будут уже в ближайшее время повысить пенсионный возраст или сократить реальный размер пенсий. Это прямое следствие нагромождения сотен больших авантюр в управлении экономикой.
Динамика отдельных финансовых показателей Беларуси 2010 - Iполугодие 2015г., млн. $
Показатель | На 01.01.2010 | На 01.01.2011 | На 01.01.2012 | На 01.01.2013 | На 01.01.2014 | На 01.01.2015 | На 01.07.2015 |
Внешний долг госсектора в расширенном определении и долг частного сектора, гарантированный государством | 13907 | 16853 | 19465 | 19636 | 21677 | 232127 | 21826 |
Внешний долг государственного сектора в расширенном определении | 13894 | 16842 | 19401 | 19568 | 21620 | 23166 | 21782 |
Долг сектора госуправления | 8363 | 10058 | 12351 | 12569 | 13036 | 13117 | 13203 |
Текущий счёт платежного баланса | -6133 | -8289 | -5053 | -1862 | -7567 | -5197 | -522 |
Экспорт товаров | 20595 | 24506 | 40927 | 45574 | 36540 | 35423 | 13543 |
Импорт товаров | 27700 | 33795 | 44394 | 45009 | 41134 | 38059 | 13562 |
Прямые инвестиции | -1774 | -1343 | -3877 | -1308 | -1984 | -1789 | -1262 |
Чистое приобретение финансовых активов | 102 | 51 | 126 | 156 | 262 | 73 | 78 |
Чистое принятие обязательств | 1877 | 1393 | 4002 | 1464 | 2246 | 1862 | 1340 |
Портфельные инвестиции | -19 | -1186 | -854 | 191 | 59 | 20 | 57 |
Источник: Нацбанк Беларуси, сентябрь 2015
Ярослав Романчук специально для Myfin.by
Предыдущие статьи в рамках проекта «Бизнес с умом»
- СТАТЬ ХОЗЯИНОМ: ХОЧЕТСЯ, НО КОЛЕТСЯ. Почему белорусский бизнес не хочет приватизации
- КАК УРАВНЯТЬ БЕЛОРУСОВ И КИТАЙЦЕВ. 10 способов поддержать белорусское предпринимательство
- ЭКОНОМИКА ЦЕРБЕРОВ И ЛИБЕРТИНОВ. У распорядителей чужого сбились ориентиры
- БЕЙБИ ЗА МИЛЛИАРД ДОЛЛАРОВ. Пагубная привычка разбрасываться деньгами
- ПРИГОВОРИЛИ. Беларусь в четыре раза хуже
- УКРАДЕННАЯ УКРАИНА. 10 украинских уроков для Беларуси
- КУПИТЕ «ЗАЙЦА». Депозитно-кредитная ситуация в I полугодии 2014г.
- МЫ НАЧИНАЕМ ПЛАТИТЬ ЗА ВОЙНУ. Логика экономики военного времени
- ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. Очередной исторический шанс для Беларуси
- СЕРЬЕЗНЫЙ АГРОБИЗНЕС. Еда и продовольствие могут стать вечным бизнесом
- «УМЕРЕННО ЖЁСТКАЯ» И БЕЗМЕРНО АМОРФНАЯ. Характеристика работы правительства на конец лета 2014 года
- ДОЖДЁМСЯ ДЕФЛЯЦИИ ЦЕН НА ЕДУ? Уникальный инвестиционный и социальный шанс
- ПАРНИ НЕ В ТЕМЕ. Мир переполнен дешёвым кэшем, но не для Беларуси
- ИНФЛЯЦИОННЫЕ ИГРИЩИ. Самое коварное мошенничество
- СТРАШИЛКА 100-ПРОЦЕНТНОЙ ОПЛАТЫ ЖКУ: кому адресована угроза
- АМЕРИКАНСКИЕ ПОРЫВЫ. Получится ли у Беларуси завоевать Америку?
- СМЫСЛ ПРИКИДЫВАТЬСЯ БЕДНЫМ И СЛАБЫМ. Закон на службе «беспорточников»
- ТАБЛЕТКА ОТ УТОПИИ. Опасность прогноза на 2015 год
- КАК ВЫЖИТЬ В ВАЛЮТНОЙ ВОЙНЕ. Опасная игра на удержание курса
- ЭКОНОМИКА В РЕЖИМЕ «ЗАСТАВИТЬ!» Неправильной дорогой идёте, товарищи
- АГРЕССИЯ НАЦБАНКА ПРОТИВ НАЦБИЗНЕСА: НБ РБ как главарь финансового синдиката
- ХОЧЕШЬ ПРОЦВЕТАНИЯ – ДАЙ СВОБОДУ. Уроки Индекса процветания от Института Легатум
- 2014 ГОД ПРОВАЛЕН! А. Лукашенко обрисовал контуры экономической политики на 2015-ый
- ТОЧКОВТИРАТЕЛИ И 500 КИЛОМЕТРОВ. Инновации под указку – это рост проблем экономики
- НАЗРЕЛИ, НАБУХЛИ, НАЩУПАЛИ. Будущее структурных реформ Беларуси
- ЗАОПТИМИЗДИЛИ СТРАНУ. В официальном прогнозе на 2015 год больше фотошопа, чем экономики
- ОТВЕРГАЮЩИЕ НОРМАЛЬНОСТЬ. Чиновники как угроза национальной экономике
- КУРС, ШОК И ВОДКА. Ускоренная кончина белорусской модели
- БЕЛАРУСЬ ВАЛЮТНАЯ: ЧТО ПРОИСХОДИТ, ЧТО БУДЕТ
- ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
- Br10930 – Br 13770 - Br Br11145 – Br16000. Самая яркая характеристика белорусской экономики
- ЧЕТЫРЕ «Б» ЭКОНОМИКИ 2015 ГОДА. Нервозность жертв, праздное созерцание жрецов
- НАДРУГАТЕЛЬСТВО НАД ЦЕНАМИ. Мошенничество с измерительным прибором
- ЖЕРТВЫ НОВОЙ ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ. На горизонте давно назревшая лечебная терапия
- ВРЕМЕННАЯ УХОДЯЩАЯ НАТУРА. Экономика злых, усталых, бедствующих и горемычных оптимистов
- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИПОХОНДРИКИ. Частный бизнес потерял ориентиры и оптимизм
- ТЕСТ НА ГОТОВНОСТЬ К РЫНОЧНЫМ ПЕРЕМЕНАМ. Появился ли дух рынка в Вертикали власти?
- ТРУД ИЩЕТ КАПИТАЛ. Безработные, как злой пендель рыночным реформам
- БЕЛАРУСЬ В ПОДНЕБЕСЬЕ. Правительство Беларуси охвачено китайской эйфорией
- ТОП-10 КОНФЛИКТОВ ИНТЕРЕСОВ В БЕЛАРУСИ. Когда регулирование и коммерция в одних руках
- ХРУПКОЕ НЕДОРАВНОВЕСИЕ. Есть ли предел экономического пике?
- «МИМО» - ВТОРОЕ ИМЯ ВЕРТИКАЛИ. С такой кадровой обоймой даже застрелиться с первого раза не получится
- МАНАГЕРЫ НА ГАЛЕРАХ. От перемены кресел чиновников заводы не запускаются
- ХОРОШИЕ НОВОСТИ О ПЛОХОМ. Экономика стонет, рвётся, но не поддаётся
- БЕЗУПРЕЧНАЯ НАИВНОСТЬ. Кредитная история, рейтинг и жизнь в долг
- ЧУДИЛИ, ЧУДИМ И БУДЕМ ЧУДИТЬ. Лоббисты выстроились в очередь за господдержкой
- ДАВНО ТРЕСНУВШИЙ СОСУД. Как ликвидировать зону финансового кризиса в Беларуси?
- ИНВЕСТИЦИОННАЯ ЗАСУХА. Эрозия системы национальной безопасности
- ВОДКА И ВАЛЮТА. Чья логика победит в условиях углубляющейся рецессии?
- НЕФТЯНОЕ ПРОКЛЯТИЕ. Как обратить падение цен в свою пользу
- РАЗНЫЕ ПОВЕСТКИ ДНЯ. Чемпионы высоких технологий vs чемпионы бюрократии