САМАЯ БОЛЬШАЯ УГРОЗА БЕЛАРУСИ. Демистификация рыночной терапии

САМАЯ БОЛЬШАЯ УГРОЗА БЕЛАРУСИ. Демистификация рыночной терапии

Беларусь попала в институциональную ловушку собственной модели развития. «Хрустальный сосуд» превратился в чугунную болванку. Неэстетично, неэффективно и некачественно. Забивать ей гвозди можно, а создавать высокотехнологические товары нельзя. Производить чарку и шкварку она ещё может, а догнать по производительности труда хотя бы Польшу или Чехию уже слабо. Белорусская модель медленно отвечает на вызовы времени. Ещё нерасторопней ведёт она себя по отношению к законсервированным в глубоком прошлом мозгам. «Стабильность» для нас превратилась в застой и простой.

В ситуации, когда темпы развития технологий, экономических и денежных отношений требуют гибкости и высокой скорости реагирования, наши власти гордятся сбалансированной системой принятия решений. Это значит, что для согласования стандартного документа требуется около 60 подписей начальников разных мастей и уровней – и всё в ручном режиме. Никакого e-government для ускорения процедур не предусмотрено. Побеждает традиционное советское «я от Виктора Викторовича», а не глубокое научное, аналитическое обоснование с оценкой последствий принятие законодательных решений.

25 секунд на законодательную профанацию

В ворохе бумаг, водовороте заседаний, лабиринтах согласований у VIP-начальников нет времени читать, переосмысливать свой интеллектуальный багаж или размышлять над видением (стратегией) развития страны. Исходя из количества принимаемых актов законодательства, частоты и числа проводимых совещаний у министра белорусского правительства на изучение и подписание одного документа – не более 25 секунд. Поэтому ключевое значение имеет мнение окружения, а также те знания, которые были получены дисижнмейкерами в далёкой, зачастую ещё советской молодости, а также в «лихие» 1990-ые. Понятное дело, что внимание к документам, которые приносят «свои» люди, совсем другое. Здесь зажигается лампочка личного интереса. Таким образом, между реальными дисижнмейкерами и хозяйственниками с одной стороны и учёными с другой, существует огромная пропасть. Это подтвердил помощник президента по экономике Кирилл Рудый. Он, как человек науки, фактов и строгой научной методологии разговаривает с силовиками и хозяйственниками на разных языках. Обмен мнениями идёт примерно в таком ключе.

Учёный-экономист: «У нас структурный кризис, разбалансированная экономика и слабые институты управления при сильных внешних шоках».

Хозяйственник: «А у нас коровы не доеные, поля не засеяны, тракторы не проданы, и рабочих загрузить нечем».

Бэкграунд главы государства, его идеологические фундаменты ставят его на сторону хозяйственников. Тем более что они умеют напустить страху, чтобы привлечь на свою сторону силовиков. Мол, не будете нас поддерживать, разрушите традиционные связи, поддержку и доверие пролетариата, а также нарвётесь на злых, голодных и ненавидящих чиновников вынужденных «тунеядцев». Против связки «хозяйственники-силовики» К. Рудый не выиграл бы, даже если бы на его стороне высказались бы нобелевские лауреаты по экономике и совет мудрейших экономистов Германии, Гонконга и США. Тем не менее, глубокая рецессия, истощение старых источников роста, кризис корпоративного управления государственными активами вынуждает А. Лукашенко прислушиваться к мнению настоящих учёных. Перед нами стоит очень серьёзный вызов демифологизации новейшей экономической истории нашей страны, а также содержания, хода и результатов системных рыночных реформ в странах Центральной и Восточной Европы.

Мифы-паралитики политической воли

Хозяйственники-силовики, а также идеологи белорусского госплана крепко вбили в головы дисижнмейкеров следующие тезисы. Первый: рыночные реформы привели к обнищанию, разрухе, массовым бедствиям, несправедливости, развалу экономики и порабощению бедных стран западным капиталом и ТНК. Второй: приватизация – это по определению грабёж, воровство и источник несправедливости и аморального поведения номенклатурных и силовых начальников. Третий: системные рыночные реформы означают слом политической системы, затыкание рта населению и всевластие олигархов.

Эти три мифа парализуют политическую волю к комплексным, системным реформам в Беларуси. Цифры и факты, разбивающие их в пух и прах, лежат на поверхности.

Разоблачим ложь об обнищании и глубокой бедности тех стран, которые решительно взяли курс от госплана к рынку. В 1990-1991гг. Беларусь была богаче большинства стран Центральной и Восточной Европы. Наша страна была богаче Польши, Литвы, Словакии и Румынии. С 1991 по 1995гг. экономическая власть в Беларуси была руках старых коммунистов партхозноменклатурных группировок. Они блокировали рыночные реформы, но и восстанавливать Госплан и жёсткую вертикаль власти не решались. Это была пятилетка постсоветского безвременья и паралича системы управления, которую отдельные лжеучёные представили А. Лукашенко, как царство свободного рынка и капитализма.

Гнусный подлог: как идеологи-лжеучёные представляют успех провалом

Сравним результаты первого этапа экономического развития в Беларуси и в странах, которые начали рыночные реформы с самом начале 1990-ых. По данным Всемирного банка в 1995г. ВВП на душу населения Беларуси составил $1371. С 1991 года этот показатель снизился примерно на 40 - 45%. ВВП на душу населения в Чехии составил $5765, что в 4,2 раза больше, чем в Беларуси. В 1991г. мы отставали от Чехии на 25 – 30%. Польша в 1995г. после реформ убеждённого либерала Лешека Бальцеровича составил $3612. Это в 2,6 раза больше, чем в Беларуси, которая отказалась от реформ. Венгрия, ещё один из лидеров-реформаторов того периода, в 1995г. имел $4470, что в 3,3 раза больше, чем в Беларуси. Вот убедительное, железобетонное доказательство того что расширение сферы экономической свободы, рыночных отношений, частной собственности, раскрепощение предпринимательства моментально принесли очевидные положительные результаты. Люди стали богаче. Бизнесы начали зарабатывать больше. Неработающие элементы старой системы постепенно отмирали, но в экономике быстро появлялись новые возможности на рынке труда.

Да, не для всех и сразу. Да, за пять – десять лет преодолеть отставание от развитых стран Запада невозможно, но нет сомнений, что такая стратегия развития оказалась успешной. Чем дольше страны придерживались её, чем дольше придерживались принципов экономической свободы, тем быстрее сокращали они расстояние до лидеров Евросоюза. Судите сами. В 1995 году поляки имели ВВП на душу населения был только 18,4% от среднего по ЕС. У венгров он был 22,7%, чехов – 29,3%, литовцев – 8,2%, эстонцев – 15,4%. После 20 лет развития доля ВВП на душу населения поляков к этому показатели в ЕС составила 39,7%, венгров – 38,3%, чехов – 53,8%, литовцев – 45,3%, эстонцев – 54,3%.

ВВП на душу населения в Беларуси в 1995 году составил 7% от ЕС. В 2014г. наша доля составила 22% от ЕС. Т. е. сегодня по отношению к Евросоюзу мы находимся там, где венгры, чехи, словаки и поляки, как одна группа стран, нацеленных на интеграцию в ЕС, была более 20 лет назад.

Да, структурные реформы, создание институтов рыночной экономики – это не лёгкий променад по побережью Средиземного или Балтийского моря, но это самый быстрый и оптимальный путь из всех других, если страна хочет выйти на траекторию устойчивого роста и развития в течение 20 – 30 лет. Большинству стран ЦВЕ не удалось сохранить темпы реформ первой половины 1990ых. В 2000-ых они заразились европейским государственным интервенционизмом. Поэтому воспроизвести китайское или сингапурское экономическое чудо не смогли. Тем не менее, большинство новых стран Евросоюза, которые были с нами примерно на одном уровне, добились наивысшего уровня благополучия за всю свою историю.

Белорусские идеологи-лжеучёные плевать хотели на факты. Они продолжают пугать А. Лукашенко рыночными реформами, частной собственностью, разгулом международных ТНК и местных олигархов. Беларуси нужна дискуссия не идеологов и властных подхалимов, а настоящих учёных, которые оперируют фактами, научными знаниями, строгой методологией анализа и оценок. Более чем за 25 лет системных трансформаций десятки стран мира накопили богатейший опыт реформ. Сегодня гораздо чётче понятно, что делать, как делать, в какой последовательности и какими силами, чтобы максимально быстро и с наименьшими потерями пройти период рыночной терапии. Без опасных для жизни шоков, без социальных потрясений и финансовых ям. К сожалению, связка «хозяйственники-силовики» продолжают игнорировать эти ценные знания. Судя по выступлениям и послевыборным предпочтениям А. Лукашенко он остаётся с ними за одно. И это самая большая угроза не только национальной экономике, но и нашей стране в целом.

Ярослав Романчук специально для Myfin.by


Предыдущие статьи в рамках проекта «Бизнес с умом»

Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале
Подписаться на канал
Поделитесь своей новостью или «денежной» историей через @myfinby_bot
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все