Белорусские власти активно ведут переговоры с Международным валютным фондом о получении кредита в $3 млрд. Примерно столько же наше правительство хотело бы получить от второго основного кредитора, Евразийского банка развития (ЕАБР). В 2016 году только на оплату госдолга нужно более $3,5 млрд. Ещё больше нужно для оплаты и обслуживания долгов коммерческих организаций. В 2016 году объём всех долгов Беларуси вплотную приблизится к отметке 50% ВВП. И это в ситуации резкого сокращения экспорта и валютной выручки, инвестиционной засухи и завалов «омертвлённого» капитала (складские запасы на 1.11.2015г. – Br34,6 трлн., кредиторская задолженность на 1.10.2015г. – Br348,4 трлн., дебиторская – Br267 трлн., долги по кредитам банков – Br537 трлн. при объёме чистой прибыли за первые 9 месяцев этого года всего Br30,1 трлн.).
Белорусский кризисный пентагон
Жизнь в долг затянула белорусскую экономику в опасную ловушку. Затраты на обслуживание долга превысили бюджетные расходы на армию, милицию, культуры и спорт вместе взятые. Ситуацию усугубила рецессия российской экономики и резкое сокращение объёма интеграционного гранта Беларуси от России: было около 15% ВВП, стало меньше 5% ВВП. Вышли на поверхность грубые ошибки в государственных инвестиционных программах. Канализация бюджетных ресурсов в АПК, деревообработку, бумажно-целлюлозное, стекольное, цементное производство, как признаёт само руководство Совмина, до сих пор не дало финансового результата. Резко увеличился объём простаивающих производственных мощностей. На лицо очень опасная комбинация сразу пяти кризисов: системного, структурного, конъюнктурного, неплатежей и госуправления.
Белорусский кризисный пентагон нельзя приписывать некому мировому финансовому кризису, падению спроса российского и украинского рынков. Ошибки накапливались внутри белорусской системы две декады. Острый дефицит диверсификации внешней торговли, имитация работы по привлечению серьёзных иностранных инвесторов, налоговый и административный жим на национальный бизнес, широкое распространение монополистических практик и жёсткая блокировка института частной собственности – вот основные причины рецессии белорусской экономики.
Проекты основных документов правительства на 2016-2020гг., министерская оценка причин кризиса, а также предложения номенклатуры по выходу из него убеждают, что на официальном уровне по-прежнему отсутствует глубокая научная диагностика состояния национальной экономики. Совет Министров продолжает ставить утопические задачи, делая вид, что рецессия вот-вот пройдёт. Чуть ли не по мановению волшебной палочки.
В ноябре 2015г., когда за январь – октябрь ВВП страны уменьшился на 3,9% (при плане годового роста на 0,2 – 0,7%) премьер-министр ставит задание обеспечить выполнение прогнозных показателей. Как превратить минус 3,9% ВВП в плюс 0,2%, падение экспорта товаров и услуг почти на 25% в сокращение на 4%, падение производительности труда на 2,2% в её рост на 1,5 – 2% за месяц до конца года даже консилиум нобелевских лауреатов при поддержке WallStreet не скажет. Даже помощник президента по экономике Кирилл Рудый публично назвал шесть причин, почему в 2016 году рыночных реформ не будет. Значит, будет их имитация, финансирование старых инвестиционных программ, номенклатурный междусобойчик и усиление налогового и регуляторного давления на домашние хозяйства и малый бизнес.
На ключевых постах в экономическом блоке Вертикали остаются старые кадры. Ни на йоту не изменилась система государственного управления, а также характер взаимоотношений между правительством, исполкомами с одной стороны и «красными» директорами с другой. Не располагающей к инновационности и ответственному поведению остаётся система мотивации руководителей госпредприятий. Система принятия решений на уровне государства выстроена так, что в ней доминирует коллективная безответственность. Два месяца после президентских выборов Беларусь работает без полноценного правительства, но страна этого не замечает. Чиновники привычно работают по административной кальке, спущенной сверху.
Кредит не впрок
Таким образом, у белорусского правительства нет следующих необходимых ингредиентов для вывода белорусской экономики из кризиса: 1) способности проводить научную, объективную диагностику проблем национальной экономики, 2) новых, пользующихся доверием экономических субъектов, кредиторов и населения кадров, 3) планов и программ нейтрализации негативных явлений в экономике, 4) политической воли сформировать общенациональный консенсус во имя проведения системных рыночных реформ, 5) знаний успешного опыта тех стран, которые с минимальными издержками преодолевали кризисные явления и выходили на траекторию долгосрочного устойчивого роста.
В такой ситуации получение белорусским правительством внешних кредитов неизбежно приведёт к следующим негативным последствиям для национальной экономики. Во-первых, высоки риски того, что новый кредит от МВФ будет банально проеден. Так уже было с предыдущим кредитом от Фонда. В 2009-2010гг. его деньги отодвинули Беларусь на два года от глубочайшего инфляционно-девальвационного кризиса 2011 года. В ситуации резкого ухудшения внешнего спроса на белорусские товары рост валютных кредитов гарантирует ухудшение бюджетной и налоговой ситуации в будущем.
Во-вторых, при получении внешнего кредита у руководителей правительства и государственных коммерческих организаций закрепится порочная привычка сваливать все проблемы на налогоплательщиков. Продолжится финансирования номенклатурных фаворитов, т. е. дальнейшее «омертвление» капитала и вывод его из оборота. Имитация поддержки малого бизнеса даётся белорусским властям малой кровью.
В-третьих, реализация рекомендаций МВФ – это не полноценная программа системных рыночных реформ. Механическое, выборочное выполнение белорусским правительством рекомендаций Фонда может привести к ещё более несправедливому распределению ресурсов и денег в пользу так называемых «точек роста». Кредитные деньги заблокируют мотивацию руководителей Вертикали создавать по-настоящему благоприятный деловой и инвестиционный климат.
Наконец, получение очередного валютного кредита при высоких рисках имитации рыночных реформы – это безответственное отношение к будущим поколениям. В условиях демографической ямы и полного отсутствия пенсионной реформы рост госдолга резко сокращает возможности будущих правительств повышать пенсии. В ситуации, когда белорусские власти ежегодно бездарно тратят $5 – 7 млрд. денег налогоплательщиков на инвестиционные и потребительские нужды, наведение порядка в экономике нужно начинать с бюджета и государственного сектора. Когда белорусские власти создадут такую макроэкономическую среду, такие надёжные институты экономического развития, что международные рейтинговые организации дадут нам оценку ААА, тогда сами белорусские коммерческие организации самостоятельно выйдут на внешние рынки за кредитами.
Решение МВФ выдать белорусским властям кредит в нынешних условиях усугубит проблему моральной опасности (moralhazard). Это значит, что у распорядителей чужого опять не будет сильного стимула проводить рыночные реформы. Действия правительства могут свестись к повышению тарифов ЖКУ, повышению пенсионного возраста, прекращению индексации социальных выплат. Самые большие проблемы белоруской модели – ценовое регулирование, монополистические практики, неравенство условий хозяйствования, протекционизм и низкий уровень госуправления – останутся с нами вместе с разбухшими долгами государства. Впрочем, это совсем не проблемы, а преимущества для инвесторов, которые пользуются покровительством VIP-номенклатуры. Если МВФ выделит кредит, они будут самыми большими бенефициарами.
Ярослав Романчук специально для Myfin.by
Предыдущие статьи в рамках проекта «Бизнес с умом»
- СТАТЬ ХОЗЯИНОМ: ХОЧЕТСЯ, НО КОЛЕТСЯ. Почему белорусский бизнес не хочет приватизации
- КАК УРАВНЯТЬ БЕЛОРУСОВ И КИТАЙЦЕВ. 10 способов поддержать белорусское предпринимательство
- ЭКОНОМИКА ЦЕРБЕРОВ И ЛИБЕРТИНОВ. У распорядителей чужого сбились ориентиры
- БЕЙБИ ЗА МИЛЛИАРД ДОЛЛАРОВ. Пагубная привычка разбрасываться деньгами
- ПРИГОВОРИЛИ. Беларусь в четыре раза хуже
- УКРАДЕННАЯ УКРАИНА. 10 украинских уроков для Беларуси
- КУПИТЕ «ЗАЙЦА». Депозитно-кредитная ситуация в I полугодии 2014г.
- МЫ НАЧИНАЕМ ПЛАТИТЬ ЗА ВОЙНУ. Логика экономики военного времени
- ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. Очередной исторический шанс для Беларуси
- СЕРЬЕЗНЫЙ АГРОБИЗНЕС. Еда и продовольствие могут стать вечным бизнесом
- «УМЕРЕННО ЖЁСТКАЯ» И БЕЗМЕРНО АМОРФНАЯ. Характеристика работы правительства на конец лета 2014 года
- ДОЖДЁМСЯ ДЕФЛЯЦИИ ЦЕН НА ЕДУ? Уникальный инвестиционный и социальный шанс
- ПАРНИ НЕ В ТЕМЕ. Мир переполнен дешёвым кэшем, но не для Беларуси
- ИНФЛЯЦИОННЫЕ ИГРИЩИ. Самое коварное мошенничество
- СТРАШИЛКА 100-ПРОЦЕНТНОЙ ОПЛАТЫ ЖКУ: кому адресована угроза
- АМЕРИКАНСКИЕ ПОРЫВЫ. Получится ли у Беларуси завоевать Америку?
- СМЫСЛ ПРИКИДЫВАТЬСЯ БЕДНЫМ И СЛАБЫМ. Закон на службе «беспорточников»
- ТАБЛЕТКА ОТ УТОПИИ. Опасность прогноза на 2015 год
- КАК ВЫЖИТЬ В ВАЛЮТНОЙ ВОЙНЕ. Опасная игра на удержание курса
- ЭКОНОМИКА В РЕЖИМЕ «ЗАСТАВИТЬ!» Неправильной дорогой идёте, товарищи
- АГРЕССИЯ НАЦБАНКА ПРОТИВ НАЦБИЗНЕСА: НБ РБ как главарь финансового синдиката
- ХОЧЕШЬ ПРОЦВЕТАНИЯ – ДАЙ СВОБОДУ. Уроки Индекса процветания от Института Легатум
- 2014 ГОД ПРОВАЛЕН! А. Лукашенко обрисовал контуры экономической политики на 2015-ый
- ТОЧКОВТИРАТЕЛИ И 500 КИЛОМЕТРОВ. Инновации под указку – это рост проблем экономики
- НАЗРЕЛИ, НАБУХЛИ, НАЩУПАЛИ. Будущее структурных реформ Беларуси
- ЗАОПТИМИЗДИЛИ СТРАНУ. В официальном прогнозе на 2015 год больше фотошопа, чем экономики
- ОТВЕРГАЮЩИЕ НОРМАЛЬНОСТЬ. Чиновники как угроза национальной экономике
- КУРС, ШОК И ВОДКА. Ускоренная кончина белорусской модели
- БЕЛАРУСЬ ВАЛЮТНАЯ: ЧТО ПРОИСХОДИТ, ЧТО БУДЕТ
- ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
- Br10930 – Br 13770 - Br Br11145 – Br16000. Самая яркая характеристика белорусской экономики
- ЧЕТЫРЕ «Б» ЭКОНОМИКИ 2015 ГОДА. Нервозность жертв, праздное созерцание жрецов
- НАДРУГАТЕЛЬСТВО НАД ЦЕНАМИ. Мошенничество с измерительным прибором
- ЖЕРТВЫ НОВОЙ ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ. На горизонте давно назревшая лечебная терапия
- ВРЕМЕННАЯ УХОДЯЩАЯ НАТУРА. Экономика злых, усталых, бедствующих и горемычных оптимистов
- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИПОХОНДРИКИ. Частный бизнес потерял ориентиры и оптимизм
- ТЕСТ НА ГОТОВНОСТЬ К РЫНОЧНЫМ ПЕРЕМЕНАМ. Появился ли дух рынка в Вертикали власти?
- ТРУД ИЩЕТ КАПИТАЛ. Безработные, как злой пендель рыночным реформам
- БЕЛАРУСЬ В ПОДНЕБЕСЬЕ. Правительство Беларуси охвачено китайской эйфорией
- ТОП-10 КОНФЛИКТОВ ИНТЕРЕСОВ В БЕЛАРУСИ. Когда регулирование и коммерция в одних руках
- ХРУПКОЕ НЕДОРАВНОВЕСИЕ. Есть ли предел экономического пике?
- «МИМО» - ВТОРОЕ ИМЯ ВЕРТИКАЛИ. С такой кадровой обоймой даже застрелиться с первого раза не получится
- МАНАГЕРЫ НА ГАЛЕРАХ. От перемены кресел чиновников заводы не запускаются
- ХОРОШИЕ НОВОСТИ О ПЛОХОМ. Экономика стонет, рвётся, но не поддаётся
- БЕЗУПРЕЧНАЯ НАИВНОСТЬ. Кредитная история, рейтинг и жизнь в долг
- ЧУДИЛИ, ЧУДИМ И БУДЕМ ЧУДИТЬ. Лоббисты выстроились в очередь за господдержкой
- ДАВНО ТРЕСНУВШИЙ СОСУД. Как ликвидировать зону финансового кризиса в Беларуси?
- ИНВЕСТИЦИОННАЯ ЗАСУХА. Эрозия системы национальной безопасности
- ВОДКА И ВАЛЮТА. Чья логика победит в условиях углубляющейся рецессии?
- НЕФТЯНОЕ ПРОКЛЯТИЕ. Как обратить падение цен в свою пользу
- РАЗНЫЕ ПОВЕСТКИ ДНЯ. Чемпионы высоких технологий vs чемпионы бюрократии
- БАЛАНСЫ, ФИНАНСЫ И АВАНТЮРЫ. Разбалансировка и раскалибровка белорусской экономики
- ПОЧЕМУ БЕЛАРУСЬ НЕ ФОЛЬКСВАГЕН? Наказать ТНК легче, чем правительство
- УПРАВЛЕНИЕ ОШИБКАМИ. Власти не хотят отдавать экономическую власть рынку
- В ХВОСТЕ ИЛИ В ХОМУТЕ С ХЛЫСТОМ? Какое место в управлении экономикой займёт Лукашенко?
- КУЛАК ИЛИ КРЕАТИВ? Что ждет бизнес в новую пятилетку?
- НЕПРАВИЛЬНЫЙ ШЕСТИУГОЛЬНИК. Шесть столпов «Дорожной карты» правительства на 2016 год
- САМАЯ БОЛЬШАЯ УГРОЗА БЕЛАРУСИ. Демистификация рыночной терапии
- КОСТЛЯВАЯ РУКА НАЦБАНКА, или грубое вмешательство государства в коммерческие отношения
- «ЧЕРНАЯ ПЯТНИЦА» ПО-БЕЛОРУССКИ. Шоппинг, как зеркало эффективности экономики