Отказ от аналитических cookie-файлов
Отключение аналитических cookie-файлов не позволит определять предпочтения пользователей Сайта, в том числе наиболее и наименее популярные страницы и принимать меры по совершенствованию работы Сайта исходя из предпочтений пользователей.
Отказаться
Принять
Отказ от рекламных cookie-файлов
Отключение рекламных cookie-файлы не позволит принимать меры по совершенствованию работы Сайта, исходя из предпочтений пользователя, а также осуществлять подбор рекламы, иных рекламных материалов по наиболее актуальному, подходящему назначению для каждого конкретного пользователя.
Отказаться
Принять
Вы уверены?
Отключение аналитических cookie-файлы не позволит сделать сайт более комфортным для вас
Отключение рекламных cookie-файлы не позволит принимать меры по совершенствованию отображения рекламы
Согласен
Не согласен

В ХВОСТЕ ИЛИ В ХОМУТЕ С ХЛЫСТОМ? Какое место в управлении экономикой займёт Лукашенко?

В ХВОСТЕ ИЛИ В ХОМУТЕ С ХЛЫСТОМ? Какое место в управлении экономикой займёт Лукашенко?

В отличие от динамики курса Br-рубля последней пятилетки президентская кампания 2015 года завершилась вполне предсказуемо. Однако самый главный оппонент действующего главы страны лишь злорадствует и потирает руки. Его не смущают, а скорее раззадоривают 83,5% официальной поддержки Александр Лукашенко. Имя ему – экономический кризис.

Время лёгких решений прошло

Беларусь находится в рецессии. Это результат не временного взбрыка внешних сил, а следствие системных ошибок в управлении экономикой страны. Более чем за два десятилетия их накопилось громадьё. Молитвами и совещаниями от кризиса не спасёшься. Нужны конкретные действия в отношении тех, кто берёт кредиты и не возвращается, пользуется налоговыми, таможенными льготами, но не приносит экономике пользы, обещает на бюджетные инвестиции построить рай на земле, а строит лишь коттеджи большим начальникам.

Лёгких решений не осталось. Ушло время дележа постоянно прирастающего на нефтегазовой ренте бюджетного пирога. Наступил период отрезания, ликвидации, консервации и затягивая поясов. Одно дело, когда каждая семья балансирует свой бюджет. С этим у нас особых проблем нет. К счастью, беларусы ещё не заразились вредной американской привычкой жить в долг. Другое дело одновременно балансировать бюджет страны, регионов, госпредприятий и банков. Проблему усугубляет низкое качество корпоративного и государственного управления. Вертикаль эффективно выполняет силовые задачи, а вот с созданием общественных правовых институтов развития и роста ничего не получается.

Синхронно уменьшаются ВВП, промышленное и с/х производство, экспорт. Зарплаты сокращаются. Производительность труда падает. На единицу ВВП белорусские госпредприятия затрачивают в три раза больше энергоресурсов, чем в Евросоюзе. За 20 лет этот показатель не улучшился. Большая половина промышленных и с/х предприятий конкурентонеспособны. Долги накапливаются. Рабочие места разрушаются. Валютная выручка пикирует вниз. Число пенсионеров растёт, а молодых налогоплательщиков падает. Индивидуальные предприниматели готовятся к массовому исходу. Малый бизнес из последних сил стонет от налогов, дороговизны кредитов и заоблачной аренды. Внутренних и иностранных инвесторов, которые горят желанием создавать новые рабочие места, в Беларуси нет.

Народ за здравие или за упокой?

А. Лукашенко уже с очередной «элегантной победой» в кармане заявил о готовности идти на любые реформы, но при одном важном условии: «Я готов на любые преобразования и реформы, революционные в том числе, хотя это не мой принцип…Если вы мне дадите карт-бланш на любую ломку и революционное преобразование, если вы этого захотите - ради Бога. Мы это сделаем. Вопрос не во мне - вопрос в обществе».

История показывает, что под прикрытием интересов народа распорядители чужого (политики и чиновники) очень часто совершают форменные безобразия. В 1994 году со ссылками на народ А. Лукашенко взял курс на восстановление советской плановой экономики. Эту задачу первый президент Беларуси успешно выполнил. По факту оказалось, что успех в выполнении этой задачи оказался тупиком для страны. Разные соцопросы показывают, что около 2/3 беларусов выступают за реформы. Правда, люди представляют их весьма противоречиво. По правде говоря, так было во всех странах на пороге системных, структурных трансформаций. Грузины в 2000-ые, поляки в конце 1980-ых, эстонцы в начале 1990-ых, чилийцы в 1980-ых, немцы в конце 1940-ых – вряд ли обыкновенные люди имели чёткое представление о сути, содержании и следствиях рыночных реформ. Во всех странах-чемпионах, которые сотворили настоящее экономическое чудо, политические лидеры брали инициативу в свои руки и вели за собой. Они надевали на шею тяжёлый хомут и вытягивали страну из омута институционального старья, коммерческого хлама и мотивационной халявы. Они не обращали внимания на опросы общественного мнения, рейтинги и лавины грязи в СМИ. Роль хомута и хлыста одновременно редко вызывает благодарность соотечественников в краткосрочной перспективе. Только с высоты, как минимум, десяти лет, люди видят победы, ощущают их плоды в своём кармане.

А. Лукашенко ещё никогда не запрягался в хомут, не брал в руки хлыст во имя свободной конкурентоспособной и открытой на весь мир Беларуси. Он шёл в хвосте общественного времени. Беларусов десятилетиями запугивали страшилками капитализма и либерализма. Большинство из них являются чисто пропагандистскими штампами, которыми бомбили неокрепшую психику людей идеологи государственных интервенционистов. После того, как российское и белорусское ТВ внушили населению, что приватизация – это всегда Чубайс + олигархи, либерализация – это Янукович, Ахметов + олигархи, что рыночные реформы – это всегда забрать у бедных и раздать VIP-номенклатуры, а капитализм – это чуть ли не гражданская война, беларусы вообще перестали понимать, чего хотят. Поэтому они за рынок, но чтобы с бюрократическим регулированием цен, за частную собственность, но только под контролем чиновников, за приватизацию, но только глубоко убыточных предприятий или не используемых активов.

Сегодня белорусский хомут тяжёл и тернист потому, что более 20 лет белорусские власти активно восстанавливали homosovietikus. И восстановили. Несмотря на давно наступившую зрелось, миллионы беларусов продолжают цепляться за юбку государства. Такое поведение стало белорусской нормой. Переход от Беларуси образца 1991-1994 к Беларуси 1995-2015гг. совсем не был периодом системных, структурных реформ. Власти просто провели генеральную уборку, а кое-где капитальный ремонт советских институтов и структур.

А. Лукашенко шёл в хвосте общественного мнения, которое ностальгировало о порядке, чистоте, равенстве и стабильности, но только с возможностью открыто ходить в храмы, отдыхать за рубежом и покупать импортные товары не через «Берёзки» и столы заказов. Непреднамеренными последствиями для населения и одновременно вполне закономерным результатом для VIP-номенклатуры стал захват экономики мощными бюрократическими кланами и группировками.

Начальники Министерства сельского хозяйства считали, что всё, что хорошо им лично, хорошо сельскому хозяйству. Поскольку частная собственность на землю не входила в их интересы, она в Беларуси так и не появилась. VIP-управляющие министерства промышленности высокомерно отождествляли интересы страны в крупными и мелкими заводами и фабриками. Поэтому миллиарды денег налогоплательщиков ежегодно передавались государственным индустриалистам, невзирая на финансовые результаты. Начальники в Совмине и Администрации президента выступали за выполнение годовых и пятилетних планов. Они ошибочно определили путь к этой цели через ограничение импорта и стимулирование экспорта. Для страны эти программы закончились оглушительным провалом, но для отдельных регуляторов, коммерческих экспортостимуляторов и импортозаместителей, заложило солидный фундамент семейного капитала.

Белорусская экономика в ригидных, ржавых институтах централизованного планирования и тотального регулирования зашлаковалась, выдохлась и поизносилась. Свои 83,5% А. Лукашенко может использовать в старом, привычном себе режиме, плетясь в хвосте заблуждений и фобий народа. Вероятность такого сценария остаётся очень высокой. Теплится слабая надежда, что он будет вынужден попробовать на себе хомут и хлыст, чтобы отучить население и, в первую очередь, государственный бизнес, от халявы и халтуры в пользу радикального разворота к свободному рынку.

Национальная идея: Беларусь – один процент мира

Простая национальная идея нашей страны звучит математически сухо, но именно в ней кроется суть необходимых нашей стране реформ: Беларусь – один процент! За последние 20 лет доля нашей страны в мировом ВВП составляла 0,07-0,1%. Одна десятая процента – это наша наезженная колея. Это застой и задворки цивилизации. Беларусь имеет потенциал стать страной, которая формирует один процент мирового ВВП.

В период 1997-2006 среднегодовые темпы роста мировой экономики составили 4,0% ВВП. В период 2011 - 2015гг. (с учетом прогноза роста на 3,1% в 2015г.) они составляют 3,5%. Экономики развивающихся стран в 1997-2006гг. росли на 5,4% в год. В 2011-2015гг. среднегодовые темпы роста составили 5%. В период 1997-2006г. Беларусь развивалась быстрее мира и развивающихся стран. У нас было 7,6% ВВП (спасибо щедрому энергетическому гранту от России), а вот в 2011-2015гг. белорусская экономика развивалась с темпами ~1% в год. Это почти в пять раз хуже, чем у развивающихся стран. Для сравнения в этот период развивающиеся страны Азии прирастали на 7% в год.

Поскольку воспроизвести внешние и внутренние условия бурных 2000-ых в ближайшие десять лет будет невозможно, единственным источником роста, который позволяет нам увеличить долю нашей экономики до 1% ВВП мира в течение ближайших 25 – 30 лет (как минимум, одно поколение), является экономическая свобода. Её основные составляющие – это частная собственность, свободная торговля, открытая конкуренция, малое государство (до 20% ВВП) и солидарное гражданское общество.

Для Беларуси даже ежегодный экономический рост на 1 – 2% - это растянутая во времени деградация. Нам нужно 7 – 10% в течение, как минимум, 25 лет, чтобы успешно догонять и догнать развитые страны со средним доходом. Только политические лидеры, которые в состоянии отказаться от места в хвосте общественного мнения и запрячься в хомут рыночных реформ, могут добиться такого исторического успеха. Предстоящие кадровые назначения нового правительства, содержание программы реформ на 2016-2020 гг. позволят ответить на вопрос, готов ли А. Лукашенко на настоящие реформы, на то, чтобы, наконец, возглавить отложенные им же более чем на 20 лет системные трансформации.

Ярослав Романчук специально для Myfin.by


Предыдущие статьи в рамках проекта «Бизнес с умом»

Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все