Совет Министров продолжает имитацию борьбы с тяжелым экономическим кризисом. Его решения нервны, хаотичны, лишены научной основы и испытания практикой. К таким в полной мере можно отнести постановление Совета Министров №181 от 5 марта 2016 года об объединении девяти предприятий деревообработки в холдинг. Правительство хочет скрыть оглушительный провал государственного проекта «деревообработка». В него, по оценкам инсайдеров этого сегмента экономики, было закачано около $3 млрд. На выходе мы имеем, в лучшем случае, новые станки, оборудование и машины, но не конкурентные, пользующиеся реальным спросом товары. Вместо обещанной высокой прибыли, щедрой валютной выручки мы имеем долги, неплатежи и складские запасы.
Произошло классическое омертвление капитала. Распорядители чужого (политики и чиновники) совершили грубую ошибку в прогнозировании развития рынка строительных материалов и недвижимости. Они сверхоптимистично оценили динамику белорусской экономики и емкость российского рынка. По иронии небрежного госпланирования, окончание обновления мощностей предприятий деревообработки совпало с мощным системным и структурным кризисом. В такой ситуации правительство не нашло ничего лучшего, как запрячь девять неудачников в одну упряжку. Воистину, девять бед – один ответ. Это как если объединить одиннадцать хромых, толстых футболистов с претензией выиграть чемпионат мира.
Боязнь диагноза
В Беларуси уже более ста холдингов. Правительство увлеклось централизацией и укрупнением, как будто в этом есть рецепт коммерческого счастья для плохо управляемых, проблемных государственных предприятий. При этом оно не удосужилось представить аудит хотя бы одного из более чем сотни созданных холдингов. Мол, смотрите, мы обещали вам рост выручки, рентабельности, прибыли и экспансию на внешних рынках – и вот они, наши успехи.
Складывается впечатление, что сами власти боятся посмотреть правде в глаза. Ведь тогда нужно было бы отказаться от одной из центральных практик управления коммерческим сектором. Тогда нужно было бы поставить под сомнение теоретическую основу холдингов как финансово-промышленных групп, а также вывести на чистую воду основного лоббиста ее применения – Михаила Мясниковича. В недрах Вертикали еще не окрепли номенклатурные силы, готовые бросить вызову ее «серому кардиналу».
Поэтому продолжается штамповка холдингов – на радость ее руководителям, а также министерским и исполкомовским лоббистам. Для них холдинги – это продолжение бюджетного иждивенчества, сохранение доступа к льготному кредитованию, продолжение схем по канализации казенных активов и ресурсов на свои личные цели. Для страны холдинги – это экономическая удавка, которая тянет ее в неблагополучное, убыточное прошлое.
Белорусские власти не удосужились представить ни одного успешного холдинга, который бы на цифрах, фактах и в денежных единицах доказал скептикам, что схема централизации и укрупнения государственных предприятий трансформирует проблемные, убыточные и неплатежеспособные предприятия в прибыльные, динамично растущие организации. А вот обратных примеров, когда объединенные в холдинги предприятия продолжали падать в коммерческую пропасть, предостаточно.
Холдинги в отстойнике
По итогам трех кварталов 2015 года управляющая компания холдинга ОАО «Забудова» получила более Br40 млрд убытков. Очевидно, холдинг, созданный летом 2010 года, не обеспечил устойчивое развитие входящих в него предприятий. Летом 2014-го был создан холдинг на основе ОАО «Гомсельмаш». В него вошли, среди прочих, Светлогорский машиностроительный завод, Гомельский завод литья с нормалей. Все эти заводы, включая производителя комбайнов, превратились в зону коммерческого бедствия и утопили в ней триллионы бюджетных денег. Созданы холдинги вокруг ОАО «Амкодор» (лето 2012-го) и «БАТЭ» (осень 2011-го), что не спасло предприятия – якоря от опасной траектории на дно убытков и коммерческого неблагополучия.
То же самое касается цементных заводов, объединенных в Белорусскую цементную компанию. Власти до сих пор не признали грубой ошибки в стратегии развития цементного рынка Беларуси и региона. Цементные заводы увеличили производственные мощности, а сегодня не знают, как их загрузить. Чтобы их хоть как-то поддержать, власти заставляют дорожников резко увеличить использование цемента при строительстве дорог.
Провальным оказался холдинг «Белавтомаз» (создан весной 2012 года). Сегодня ни МАЗ, ни Барановичский автоагрегатный завод, ни ВолМет, ни другие члены этого объединения не могут, положив одну руку на сердце, а другую на кошелек, сказать: «Наш холдинг – прекрасная организационная находка, которая дала толчок нашему развитию».
В мае 2012 года был создан холдинг «Мясомолпром». В него вошли Борисовский мясокомбинат, Слуцкий мясокомбинат, Слуцкий сыродельный комбинат, Молодечненский молочный комбинат и еще четыре предприятия. Его участники устойчиво закрепились на верхушке списка самых убыточных акционерных обществ. Не менее проблематичным является холдинг «Белорусская металлургическая компания» (создан в июле 2012-го). Большинство государственных заводов в холдинге «Горизонт», созданном в апреле 2010 года, включая производителя телевизоров, превратились в коммерческие руины, с точки зрения производства профильных товаров.
Все эти факты не заставили правительство задуматься о целесообразности создания деревообрабатывающего холдинга. Такое пренебрежение результатами своей организационно-управленческой работы позволяет иначе взглянуть на реальные цели распорядителей чужого. Холдингизация превратилась в форму монетизации номенклатурных связей, относительно безопасный способ «дерибана» бюджетных ресурсов под прикрытием модернизации и повышения конкурентоспособности государственных предприятий.
Новая юридическая оболочка позволяет скрыть истинные интересы распорядителей чужого, включая «красных директоров». Они зарабатывали и продолжают зарабатывать на потоках, понимая, что А. Лукашенко резко против приватизации. Они придумали идеальную схему обвести его вокруг пальца – холдингизация. Глава страны всегда был за государственный гигантизм. Вот он и получил почти сто бюджетных пылесосов, которые бессовестно отождествляют личные интересы распорядителей чужого с национальными. Именно холдинги стали трамплином для будущего передела собственности и создания отраслевых олигархических структур.
Нет оснований считать, что холдинг деревообрабатывающих предприятий будет чем-то отличаться от десятков подобных структур в других секторах экономики. Такой путь нельзя назвать структурной реформой. Это имитация реструктуризации за счёт налогоплательщиков. Если МВФ, Евразийский банк развития (ЕАБР) выделят белорусскому правительству кредиты под такие и подобные имитационные действия, их можно будет считать соучастниками операции по заманиванию Беларуси в ловушку ликвидности и банкротства.
Ярослав Романчук специально для Myfin.by
Предыдущие статьи в рамках проекта «Бизнес с умом»
- СТАТЬ ХОЗЯИНОМ: ХОЧЕТСЯ, НО КОЛЕТСЯ. Почему белорусский бизнес не хочет приватизации
- КАК УРАВНЯТЬ БЕЛОРУСОВ И КИТАЙЦЕВ. 10 способов поддержать белорусское предпринимательство
- ЭКОНОМИКА ЦЕРБЕРОВ И ЛИБЕРТИНОВ. У распорядителей чужого сбились ориентиры
- БЕЙБИ ЗА МИЛЛИАРД ДОЛЛАРОВ. Пагубная привычка разбрасываться деньгами
- ПРИГОВОРИЛИ. Беларусь в четыре раза хуже
- УКРАДЕННАЯ УКРАИНА. 10 украинских уроков для Беларуси
- КУПИТЕ «ЗАЙЦА». Депозитно-кредитная ситуация в I полугодии 2014г.
- МЫ НАЧИНАЕМ ПЛАТИТЬ ЗА ВОЙНУ. Логика экономики военного времени
- ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. Очередной исторический шанс для Беларуси
- СЕРЬЕЗНЫЙ АГРОБИЗНЕС. Еда и продовольствие могут стать вечным бизнесом
- «УМЕРЕННО ЖЁСТКАЯ» И БЕЗМЕРНО АМОРФНАЯ. Характеристика работы правительства на конец лета 2014 года
- ДОЖДЁМСЯ ДЕФЛЯЦИИ ЦЕН НА ЕДУ? Уникальный инвестиционный и социальный шанс
- ПАРНИ НЕ В ТЕМЕ. Мир переполнен дешёвым кэшем, но не для Беларуси
- ИНФЛЯЦИОННЫЕ ИГРИЩИ. Самое коварное мошенничество
- СТРАШИЛКА 100-ПРОЦЕНТНОЙ ОПЛАТЫ ЖКУ: кому адресована угроза
- АМЕРИКАНСКИЕ ПОРЫВЫ. Получится ли у Беларуси завоевать Америку?
- СМЫСЛ ПРИКИДЫВАТЬСЯ БЕДНЫМ И СЛАБЫМ. Закон на службе «беспорточников»
- ТАБЛЕТКА ОТ УТОПИИ. Опасность прогноза на 2015 год
- КАК ВЫЖИТЬ В ВАЛЮТНОЙ ВОЙНЕ. Опасная игра на удержание курса
- ЭКОНОМИКА В РЕЖИМЕ «ЗАСТАВИТЬ!» Неправильной дорогой идёте, товарищи
- АГРЕССИЯ НАЦБАНКА ПРОТИВ НАЦБИЗНЕСА: НБ РБ как главарь финансового синдиката
- ХОЧЕШЬ ПРОЦВЕТАНИЯ – ДАЙ СВОБОДУ. Уроки Индекса процветания от Института Легатум
- 2014 ГОД ПРОВАЛЕН! А. Лукашенко обрисовал контуры экономической политики на 2015-ый
- ТОЧКОВТИРАТЕЛИ И 500 КИЛОМЕТРОВ. Инновации под указку – это рост проблем экономики
- НАЗРЕЛИ, НАБУХЛИ, НАЩУПАЛИ. Будущее структурных реформ Беларуси
- ЗАОПТИМИЗДИЛИ СТРАНУ. В официальном прогнозе на 2015 год больше фотошопа, чем экономики
- ОТВЕРГАЮЩИЕ НОРМАЛЬНОСТЬ. Чиновники как угроза национальной экономике
- КУРС, ШОК И ВОДКА. Ускоренная кончина белорусской модели
- БЕЛАРУСЬ ВАЛЮТНАЯ: ЧТО ПРОИСХОДИТ, ЧТО БУДЕТ
- ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
- Br10930 – Br 13770 - Br Br11145 – Br16000. Самая яркая характеристика белорусской экономики
- ЧЕТЫРЕ «Б» ЭКОНОМИКИ 2015 ГОДА. Нервозность жертв, праздное созерцание жрецов
- НАДРУГАТЕЛЬСТВО НАД ЦЕНАМИ. Мошенничество с измерительным прибором
- ЖЕРТВЫ НОВОЙ ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ. На горизонте давно назревшая лечебная терапия
- ВРЕМЕННАЯ УХОДЯЩАЯ НАТУРА. Экономика злых, усталых, бедствующих и горемычных оптимистов
- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИПОХОНДРИКИ. Частный бизнес потерял ориентиры и оптимизм
- ТЕСТ НА ГОТОВНОСТЬ К РЫНОЧНЫМ ПЕРЕМЕНАМ. Появился ли дух рынка в Вертикали власти?
- ТРУД ИЩЕТ КАПИТАЛ. Безработные, как злой пендель рыночным реформам
- БЕЛАРУСЬ В ПОДНЕБЕСЬЕ. Правительство Беларуси охвачено китайской эйфорией
- ТОП-10 КОНФЛИКТОВ ИНТЕРЕСОВ В БЕЛАРУСИ. Когда регулирование и коммерция в одних руках
- ХРУПКОЕ НЕДОРАВНОВЕСИЕ. Есть ли предел экономического пике?
- «МИМО» - ВТОРОЕ ИМЯ ВЕРТИКАЛИ. С такой кадровой обоймой даже застрелиться с первого раза не получится
- МАНАГЕРЫ НА ГАЛЕРАХ. От перемены кресел чиновников заводы не запускаются
- ХОРОШИЕ НОВОСТИ О ПЛОХОМ. Экономика стонет, рвётся, но не поддаётся
- БЕЗУПРЕЧНАЯ НАИВНОСТЬ. Кредитная история, рейтинг и жизнь в долг
- ЧУДИЛИ, ЧУДИМ И БУДЕМ ЧУДИТЬ. Лоббисты выстроились в очередь за господдержкой
- ДАВНО ТРЕСНУВШИЙ СОСУД. Как ликвидировать зону финансового кризиса в Беларуси?
- ИНВЕСТИЦИОННАЯ ЗАСУХА. Эрозия системы национальной безопасности
- ВОДКА И ВАЛЮТА. Чья логика победит в условиях углубляющейся рецессии?
- НЕФТЯНОЕ ПРОКЛЯТИЕ. Как обратить падение цен в свою пользу
- РАЗНЫЕ ПОВЕСТКИ ДНЯ. Чемпионы высоких технологий vs чемпионы бюрократии
- БАЛАНСЫ, ФИНАНСЫ И АВАНТЮРЫ. Разбалансировка и раскалибровка белорусской экономики
- ПОЧЕМУ БЕЛАРУСЬ НЕ ФОЛЬКСВАГЕН? Наказать ТНК легче, чем правительство
- УПРАВЛЕНИЕ ОШИБКАМИ. Власти не хотят отдавать экономическую власть рынку
- В ХВОСТЕ ИЛИ В ХОМУТЕ С ХЛЫСТОМ? Какое место в управлении экономикой займёт Лукашенко?
- КУЛАК ИЛИ КРЕАТИВ? Что ждет бизнес в новую пятилетку?
- НЕПРАВИЛЬНЫЙ ШЕСТИУГОЛЬНИК. Шесть столпов «Дорожной карты» правительства на 2016 год
- САМАЯ БОЛЬШАЯ УГРОЗА БЕЛАРУСИ. Демистификация рыночной терапии
- КОСТЛЯВАЯ РУКА НАЦБАНКА, или грубое вмешательство государства в коммерческие отношения
- «ЧЕРНАЯ ПЯТНИЦА» ПО-БЕЛОРУССКИ. Шоппинг, как зеркало эффективности экономики
- НЕНУЖНЫЕ КРЕДИТЫ. Инвестиции лучше, чем кредиты
- Главный скандал года, худший и лучший орган госуправления – 16 номинаций 2015 года
- ЧТО БУДЕТ В 2016 ГОДУ. Три сценария развития экономики Беларуси
- СУДЬБА BR-РУБЛЯ. Что ждёт белорусские деньги в 2016 году?
- $555 ЗА КВАДРАТНЫЙ МЕТР. Новые маркеры на рынке жилья
- ОЧКОВТИРАТЕЛЬСТВО № 78. Белорусские власти пытаются делать убыточное эффективным